В этой статье предлагаются занятия с блоками Дьенеша, направленные на развитие логического мышления, умения выявлять определенное свойство предмета.
Игра “Где больше?”
Игра “Построй ряд”
Перед ребенком выкладывается ряд из 5–6 фигур. Предложите ребенку построить нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера. Варианты – другой формы, другого цвета.
Игра “Заполни таблицу”
Начертите таблицу из 9 клеток – 3 на 3. В каждой строке заполните только 2 клетки блоками, объединенные определенным признаком (формой, цветом, размером). Предложите ребенку заполнить пустые клетки.
Игра “Построй многоэтажный дом”
Перед ребенком выкладывается ряд из 4 фигур – это “жители первого этажа”. “Второй этаж” строится таким образом, чтобы каждый “житель” первого этажа отличался от своего “верхнего соседа” по цвету. Следующий “этаж” – фигуры отличаются от нижних по форме, еще один “этаж” – по размеру, и т.д.
Игра “Построй дорожку”
Нарисуйте схему – правило построения дорожки. Ребенок строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный.
Игра “Не-свойство”
Выберите один блок, например, красный большой круг. Предложите ребенку описать свойства этой фигуры, использую приставку “не”, например:
- Это блок какой?
- Не-желтый, не-маленький, не-треугольный
Предложите ребенку найти все такие же блоки – “не-желтые, не-маленькие, не-треугольные”.
Игра “Угадайка”
Спрячьте один блок. Предложите ребенку угадать какую фигуру вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта фигура синего цвета?”, “Это – треугольник?”.
Игра “Найди собачку”
Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. По аналогии с предыдущей игрой, предложите ребенку найти собачку, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например:
- Собачка под синим блоком?
- Нет.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.
Игра “Сортировка”
Нарисуйте 2 пересекающихся круга. Предложите ребенку поместить в левый круг блоки желтого цвета, в правый – блоки квадратной формы, а в зоне пересечения кругов – блоки желтого цвета квадратной формы.
Вариант – в левом круге – блоки круглой формы, в правом – квадратной формы, а в центре – не-круглые и не-квадратные блоки, и т.д.
Игра “Раздели блоки”
Игра является вариацией предыдущей игры, но здесь понадобится уже 3 круга. Предложите ребенку разделить все блоки следующим образом: лисе – все маленькие блоки, медведю – все толстые, а волку все- круглые. Необходимо догадаться, что маленькие круглые блоки относятся к блокам и лисы и волка, – их нужно расположить на пересечении двух соответствующих кругов. По аналогии, круглые толстые блоки располагаются на пересечении кругов волка и медведя, а все маленькие круглые толстые блоки – на пересечении всех трех кругов.
Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Игры с логическими блоками Дьенеша для самых маленьких смотрите тут.
Занятия с логическими блоками Дьенеша с использованием карточек смотрите тут.
Делитесь своими комментариями и идеями.