В этой статье предлагаются занятия с блоками Дьенеша, в ходе которых, ребенок знакомится с такими характеристиками предметов как: цвет, форма, размер, толщина, и учится различать предметы по этим свойствам.
Свойства предметов
Игра “Найди меня”
- найди все фигуры красного цвета (желтого, синего);
- найди все фигуры квадратной формы (круглой, треугольной, прямоугольной);
- найди все большие фигуры (маленькие)
- найди все толстые фигуры (тонкие)
- найди все фигуры не красного цвета (не желтого, не синего);
- найди все фигуры не квадратной формы (не круглой, не треугольной, не прямоугольной);
- найди все не большие фигуры (не маленькие)
- найди все не толстые фигуры (не тонкие)
Сравнение свойств предметов
Игра “Что лишнее?”
- синий круг, желтый квадрат, синий прямоугольник (общий признак – синий цвет);
- синий круг, красный круг, синий треугольник (общий признак – форма круга)
Игра “Угощение”
Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Кукла любит круглое печенье, амишка квадратное, или мышка хочет маленькое печенье, а жираф – большое. Подобным образом “печенье” делится также на толстое-тонкое. В отношении цвета: кукла любит синие “сливы”, мишка – красную “малину”, а мышка желтый “сыр”.
Игра “Найди пару”
Выложите перед ребенком вертикальный ряд из фигур. Предложите ребенку каждой фигуре подобрать пару по определенному признаку, например :
- большой синий квадрат встает в пару с маленьким синим треугольником (фигуры объединены цветом);
- большой желтый квадрат встает в пару с большим красным квадратом (фигуры объединены размером);
аналогично – для формы и толщины фигур
Игра “Паровозик”
Предложите ребенку построить “паровозик”, но “вагончики” нужно составить в определенном порядке, например:
- чередуем “вагончики” по цвету, например : красный – желтый, красный – желтый. (варианты: чередуем по форме: круглый – квадратный, по размеру: большой – маленький, по толщине: толстый – тонкий);
- “вагончики” должны быть одинаковые по цвету, но разные по форме;
- “вагончики” должны быть одинаковые по размеру, но разные по цвету;
- “вагончики” должны быть одинаковые по форме, но разные по размеру и т.д.
Игра “Внутри-снаружи”
Нарисуйте большой круг. Предложите ребенку сложить внутрь круга фигуры одного цвета (все красные), а снаружи расположить фигуры другого цвета (все желтые). Объединяйте фигуры и другими признаками (все большие – все маленькие, все круглые – все треугольные, и т.д.)
Игра “Составь картинку”
Предложите ребенку составить из фигур какое-нибудь изображение: елочку, мишку, машину.
Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Игры с логическими блоками Дьенеша для детей постарше смотрите тут.
Занятия с логическими блоками Дьенеша с использованием карточек смотрите тут.
Делитесь своими комментариями и идеями.