Он чистит ковер гудящим пылесосом, надевает потихоньку папины ботинки, искусно изображает разговор по телефону… Ребенок подражает взрослым играючи и легко – и при этом очень даже серьезно учится расти. Такие игры маленьким подражателям помогают самоутверждаться, разрешать внутренние конфликты и усваивать основные правила жизни.

Зачем он за мной повторяет?

Понаблюдайте, как ваша дочка старательно загружает свои грязные вещи в стиральную машинку, а потом вынимает их оттуда и несет к сушилке. Поздравляем – у вас отличная ученица! Она очень четко и совершенно самостоятельно поняла, что надо делать, чтобы грязная одежда стала чистой.

В своей повседневной жизни вы не очень-то и обращаете внимание на это, но с фактами не поспоришь: ребенок с огромным удовольствием повторяет за вами малейшие жесты. «Делай все, как мама, повторяй каждый шаг за папой!» – становится его девизом. Эта игра необычайно популярной становится у детей, начиная с двухлетнего возраста. С ее основами все дети знакомы уже с самого рождения. Способность к подражанию заложена в каждом младенце самой природой, она необходима ему просто для того, чтобы выжить.

В утробе матери существование ребенка было похоже на жизнь земноводного, а после рождения он должен срочно адаптироваться к среде обитания, совершенно для него новой. Что же ему делать? Он подражает окружающим. Помните, как лазил по лианам и подражал крикам обезьян Тарзан, чтобы выжить в джунглях?

Еще в роддоме, смотря  матери в глаза в ответ на ее взгляд, ребенок учился вступать в отношения с ней. А через несколько месяцев, находясь в речевой среде, он начинает произносить свои первые слова. Малыш очень внимательно следит за движением ваших губ, чтобы повторить потом «ма-ма-ма». Это и есть добросовестная попытка воспроизведения того, что он услышал. Пусть возможности его речи пока невелики, и ваше «Доброе утро, маленький, как тебе спалось?» воспроизводится как «та-та-та, ба-ба-ба» – его благие намерения уже налицо.

Способность к подражанию заложена в каждом младенце самой природой, она необходима ему просто для того, чтобы выжить.

Если ребенок уже в колыбели закрепил привычку подражать взрослым, то в возрасте двух лет по-настоящему наступает золотое время для игр-подражалок. Психологи объясняют, что именно в этом в возрасте у детей появляется способность преобразовывать в символы свои впечатления, то есть мысленно представлять отсутствующий предмет или воображать ситуации, участия в которых он еще не принимал на самом деле. Теперь, если вас рядом нет, он может развлекаться самостоятельно, воспроизводить игры, в которые раньше играли с ним вы. И именно в этом возрасте вы обнаруживаете в своем ребенке талант прирожденного имитатора, запоминающего самую неуловимую вашу интонацию и повторяющего малейший из ваших жестов.

Имитирую — значит, существую!

Вы никогда не замечали, что когда вы приводите дочку из сада, она сразу же бежит к своему младшему братику, в детской комнате закрывается с ним и начинается игра в мамочку, то есть в вас. Это удивляет, но вы узнаете ваш собственный голос и ваши интонации, как будто слышите магнитофонную запись. Психологи подчеркивают, что эти игры необычайно важны для развития малышей, потому что они учат их переводу визуальной информации на ментальный уровень, ее осмысливанию, что в будущем будет необходимо для выработки речевых и письменных навыков.

Это подражание, так занимающее детей и забавляющее взрослых, является важным этапом созревания детской психики. В возрасте от двух до четырех лет дети способны подражать родителям, потому что они уже поняли, что не составляют с родителями единого целого. Взаимопроникающий период закончился, благодаря этому дети могут восхищаться своими родителями и подражать им. Проще говоря, рассуждения ребенка примерно таковы: «Я маму очень люблю, но я – это не она, а значит, я могу хотеть ею стать».

Эти наивные, на первый взгляд, игры помогут миниатюрным копиям своих родителей обозначить черты их собственной личности, это похоже на то, как в темноте вы ощупью исследуете пространство. В этом возрасте для ребенка взрослые являются всемогущими богами и одновременно – самыми привлекательными примерами для подражания. И именно в этот период наиболее вероятно услышать от ребенка, что его папа – самый сильный, а его мама – самая красивая, и что, когда он вырастет большой, он будет как они.

Всем нам приходилось видеть, как наш ребенок, схватив телефонную трубку, с самым важным видом говорит в нее: «Алло! Да-да, конечно! Да-да, договорились! Я вам вечером перезвоню!» Играя таким образом, дети вступают во «взрослую» жизнь. Чувствуя свою беззащитность во взрослом мире, они пытаются завладеть частью нашей, по их мнению, безграничной власти с помощью папиной отвертки или маминых бигудей.

Мужские и женские роли

В три года у ребенка обычно начинается пора эдипова комплекса: он начинает понимать свою принадлежность к одному из полов, и для него начинается пора ультраженственных или экстрамужественных игр. Маленькие барышни бесконечно много времени проводят перед зеркалом, а маленькие светские львы читают вверх ногами газеты и для посещения детского сада норовят нацепить папин галстук. Средств утверждения своей половой принадлежности существует множество. Ваша дочка начинает играть в вас. Повязывает для начала себе на шею ваш платок, «пахнущий вами», надевает ваш плащ, сверху натягивает ваш бюстгальтер, а потом спрашивает вас: «Мамочка, а я красивая?»

Итак, девочки играют в «дочки-матери» и ведут светские беседы с собственными куклами. Мальчики тем временем выбирают игры, требующие «серьезных» действий, предпочитая для них самое «мужественное» снаряжение (неплохо подойдет набор папиных инструментов или запчастей из гаража). Если пятилетний профессионал без устатку стучит газовым ключом по водопроводной трубе, поймите его правильно, этим он проявляет (да так серьезно!) свою  мужскую суть.

Стереотипы женского и мужского поведения не всегда могут быть четкими и ясными, очень многое зависит от того, что дети видят ежедневно у себя дома. Например, если папа ребенка «уникален» тем, что любит готовить, малыш может полюбить «вымешивать» что-то в кастрюльке и даже потребовать подарить ему на Новый год фартук!

В нашем обществе многим кажется ненормальным то, что мальчик подражает собственной маме. Но здесь совершенно не нужно беспокоиться. Если ваш сын в один прекрасный день захотел поиграть в девочку, надел ваши туфли и накрасился помадой – это не проявление аномалии. Это только небольшая экскурсия в женский мир. Обычно мальчик таким образом копирует свою маму, чтобы понять, что такое женский пол. Когда он более или менее точно выяснит для себя все его достоинства и недостатки, он спокойно вернется к своим обыкновенным «мужским» занятиям, и даже может приняться высмеивать игры девчонок. Конечно, если мальчик берет пример только со своей мамы, необходимо задуматься над некоторыми вещами. Может быть, ребенок недостаточно времени проводит с собственным папой, чтобы получить возможность для идентификации себя с ним?

Лекарство от страха

Наблюдение за детьми во время игры может порой принести вам неожиданный сюрприз. Возьмите, к примеру, бедных кукол, которым собственные владелицы ежедневно устраивают садистские порки и грандиозные выволочки! Их таскают за ноги, шлепают и оставляют без сладкого безо всякого снисхождения или жалости! Спокойно, это нормально: детям требуется проигрывать уже знакомые им жизненные ситуации при максимальной эмоциональной мощности. Каждый раз, когда вы их самих отчитываете за плохое поведение, они для профилактики устраивают разнос своим куклам.

Когда ребенку 2–3 года, ему довольно трудно смиряться с некоторыми ограничениями и научиться послушанию старшим. Необходимость к подчинению порождает в них некоторые импульсы агрессии, освобождение от которых они находят в игре «в злых родителей». Эти упрощенные сценки помогут детям усвоить запреты родителей.

Сюда же относятся очень распространенные игры в детсадовскую воспитательницу. Не пугайтесь, если ваши дети, вернувшись из детского сада, рассадят на полу своих кукол, а потом начнут кричать: «Эй, ты, во втором ряду! А ну вон отсюда! Пошел в угол и встал там столбом!» Это не означает, что в детском саду так ужасно с ними обращаются. Игры – они как сны наяву: приглядитесь, и вы обнаружите в них частички детских комплексов, страхов и конфликтов, которые дети пережили в течение дня. Воспитательница слегка перенервничала и обошлась с ними строже, чем обычно? Дети вновь воспроизведут эту сцену с гипертрофированной жестокостью, чтобы возместить причиненный им моральный вред от пережитых страданий и чувства несправедливости.

Игра в доктора также может быть полезной для проработки некоторых непростых для ребенка ситуаций. Ребенок, который часто болеет, своим зайцам и куклам будет «назначать» микстуры с невозможным вкусом и ужасные уколы. Такие игры являются своеобразной терапией, дети получают в них возможность воспроизводить все пугающие их ситуации не испытывая ни малейшего чувства вины, потому что во время игры все делается «понарошку».

Психологи утверждают, что совершенно не имеет смысла стыдить и ругать детей, которые проявили в подобных играх жестокость. Вместо одергивания: «А ну-ка, сейчас же прекрати это, злюка!», лучше с улыбкой заметить: «Ну и ну! Задала же ты сегодня своей кукле!»

Репетиции будущей жизни

Дети не только обожают подражать взрослым, но и хотят, чтобы взрослые подражали им. Первую строку в хит-параде детских игр занимает игра «Я – учитель, а ты – ученик». Четырехлетние дети сажают своих родителей на маленький стульчик, и мамам и папам надо изображать из себя рассеянных учеников, то и дело ронять на пол фломастеры, карандаши, альбомы, извиняться тоненьким голосом: «Я не специа-а-ально!», а настоящие дети в это время от смеха катаются по полу.

Это целая генеральная репетиция тех социальных игр, в которых они в будущем будут принимать участие.

Лет в пять-шесть маленькие актеры обогащают свой репертуар сценариями, гораздо более сложными, которые включают в себя правила вежливости, основы социальных отношений, понятия авторитетности и т.д. Дети примеряют роль будущих членов общества, играя в продавца, доктора, директора банка или почтальона. Это целая генеральная репетиция тех социальных игр, в которых они в будущем будут принимать участие. «Я пошла переодеваться для вечеринки», «Мне нужно на работу», «Я пойду в магазин» – значение таких сценариев уже нельзя сравнивать с простым переодеванием куклы.

Миниатюрная реальность

В играх с элементами имитации взрослых содержится и много других возможностей для развития ребенка. Например, когда девочка готовит обед для своих кукол, она невольно усваивает основы пищевой гигиены, важность которой сегодня так превозносится учеными. Маленькая «мама», конечно же, для куклы составляет «диетически правильное» меню. Она ей объясняет: «Нет, пирожное я тебе не дам. Ты будешь кушать салат и морковку, потому, что там много витаминов».

А когда-нибудь юные повара и домохозяйки сложат в мойку тарелки со стола, взяв губку в руки, попытаются помыть посуду, чтобы уже не «понарошку», а на самом деле помочь своим родителям. И может быть, начав выполнять взрослые дела по-настоящему, они и на самом деле полюбят полезную морковь…

Азбука имитации

Сразу после рождения: младенец уже представляет себе устройство собственного тела, которое он ощущал, еще находясь в утробе матери. Ребенок, появившись на свет, сделает попытку воспроизвести выражение лица своей мамы. Родители также будут повторять его мимику: улыбаться, таращить глаза… Таким образом ребенок и будет развиваться, читая на лицах других людей, как в зеркале, свое собственное выражение.

Через тридцать шесть часов: достоверно установлено, что даже в столь «юном» возрасте дети способны имитировать выражения удивления, радости или грусти.

Если ребенку в три недели показать язык, в ответ он высунет свой (экспериментально подтверждено).

В три месяца ребенок уже полностью воспроизводит человеческую мимику и движения головы.

От трех до девяти месяцев ребенок на время отвлекается от людей для изучения мира предметов.

Начиная с девяти месяцев, ребенок пытается заполучить и воспользоваться некоторыми атрибутами взрослой жизни (зубная щетка, расческа, телефон).

Около двух лет: ребенок участвует в семейной жизни, подражает родителям, утверждая при этом, что все делает «по-настоящему».

После трех лет ребенок понимает, что что-то можно делать «понарошку», и для него наступает «эра подражания».

 

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Воспитание и психология - Детские фантазии
    Детские фантазии

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Все дети любят мечтать и фантазировать. Иногда это расстраивает родителей, ведь часто кажется, что ребенок специально вводит в заблуждение. Как же...

    Воспитание и психология - И тебе не стыдно?
    И тебе не стыдно?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Очень часто, произнося в адрес своих малышей 4-6 лет такие слова как: «Имей же ты, наконец, совесть!», «Не надо шуметь!» или «Не трогай кошку!»,...

    Воспитание и психология - Агрессия: повод для беспокойства
    Агрессия: повод для беспокойства

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Довольно частое и неприятное явление, которое беспокоит не только родителей, но и воспитателей и психологов, это агрессивное поведение детей...

    Воспитание и психология - Никому ни о чем не жу-жу
    Никому ни о чем не жу-жу

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Неудобно поговорить с ребенком о сексе? Можете не говорить. Но он (она) все равно об ЭТОМ узнает. Вопрос в том, о том, что лучше, когда основы...

    Воспитание и психология - 10 запретных фраз при воспитании ребенка
    10 запретных фраз при воспитании ребенка

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Есть две области, в которых многие считают себя специалистами, несмотря на отсутствие образования: медицина и психология. А вот попробуйте починить...

    Воспитание и психология - Внутренняя картина агрессии у ребенка
    Внутренняя картина агрессии у ребенка

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Только появившись на свет, ребенок может лишь двумя способами прореагировать ту или иную ситуацию – показать удовлетворение, когда ему тепло,...

    Воспитание и психология - Дружеские отношения с отцом
    Дружеские отношения с отцом

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Отец имеет огромное значение для формирования ребенка с момента рождения. Не все мужчины ощущают отцовские чувства сразу, лучшее, что может сделать...

    Воспитание и психология - Отчим или второй папа?
    Отчим или второй папа?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Если оглянуться на прошлые годы, мы увидим, что устои общества значительно изменились. Еще совсем недавно, развод или желание женщины...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье