Ваш малыш боится собак

«Мы не знаем, что делать, наш маленький сын боится собак…» Это один из самых часто задаваемых вопросов. А еще дети боятся темноты, одиночества… В центре всех этих проблем – страх, одно из чувств, присущих человеку и неотделимых от него. Чувство страха даровано человеку природой для сохранения его от опасностей, оно помогает ему избежать столкновения с тем, что может угрожать его здоровью или даже жизни.

В чем причина страха?

Детские страхи, если они правильно истолкованы, поняты, пережиты, уходят вместе с детством. Опасность для психики представляют те из них, от которых ребенок долго не может избавиться. Причиной их появления могут быть проблемы с родителями, или конфликты, устранить которые можно только  разобравшись в хитросплетении множества никому не видимых причин.

Кинофобия (так в науке называется боязнь собак) – это одна из распространенных человеческих фобий. И ею часто страдают дети. Спектр возможных проявлений широк – от панической истерики у одних, до спокойной сосредоточенной осторожности у других. Может быть причина страха – в самих собаках?  Что же в них такого страшного?

По мнению психолога Карла Бюллера (ФРГ), так же, как развитие плода повторяет развитие жизни на Земле, так и развитие ребенка повторяет развитие человеческого социума. То есть боязнь некоторых животных – это своеобразный поведенческий атавизм. Некоторые дети действительно боятся змей и животных с густой шестью. По мнению К. Бюллера древние люди боялись змей и лохматых хищников, и эти страхи, оставшись в генетической памяти, передались детям. Однако далеко не все дети боятся животных.

Американские психологи исходят из некоей социальной теории, по которой от рождения детям не свойственно никаких страхов. Живя рядом со взрослыми, дети «осваивают» их реакции на окружающие обстоятельства. Если мать и отец ребенка демонстрируют признаки страха при виде собаки, стараются избежать встречи, ребенок сначала бессознательно копирует их поведение, а затем «впитывает» сопутствующие ему чувства, например, страхи. Практика не подтверждает социальную теорию – нередко встречаются семьи, в которых все без ума от собак, а у ребенка – кинофобия.

Жизнь разнообразна, и травмирующий психику опыт приходит как бы сам собой. Дело в некоей внутренней предрасположенности, которая рано или поздно встречает практическое воплощение в виде случайно встреченной страшной собаки. У маленького ребенка легко формируется стресс. Случайно встреченная собака была в плохом настроении, демонстрировала угрозу. Чтобы испугать ребенка, много не надо.

Психотравмирующая информация может поступать по слуховому каналу. Маленькие дети очень любопытны ни разу не виденный предмет хочется рассмотреть поближе, потрогать. А стоящая спокойно или сидящая собака так похожа на лохматую плюшевую игрушку. Но на протянутую ручку собаки, как правило, реагируют жестко – как минимум рычат или громко лают. Взволнованный (а то и панический) родительский крик – Отойди! Укусит! – усугубляет пережитый ребенком испуг, который впечатается в память и может положить начало фобии.

Не пугайте малыша сознательно

Из общего количества детей, боящихся собак, только 1,5–2% процента пережили настоящее травмирующее нападение собаки. Ребенок, даже если не пережил сам такое нападение мог стать его свидетелем, или слышал о них от родителей. Предостережения взрослых, типа: «Не приближайся к собакам – укусят! Не будешь слушаться, отдам твои формочки вон той злой собаке!» – усугубляют формирующийся страх. В воображении ребенка словесные предупреждения могут трансформироваться в кровавый кошмар. В дальнейшем, накладываясь одна на другую эти воображаемые сцены могут сложиться в фобию.

Понятно, что собака представляет собой вполне реальную угрозу и формировать у ребенка нормальную осторожность в обращении с ней – часть родительских обязанностей. Но не надо пугать детей воображаемой угрозой. Такие приемы не вырабатывают позитивных навыков.

Правильнее объяснить ребенку, что приближаться к животным и знакомиться с ними можно только с согласия хозяев. Если хочется потрогать собаку или погладить ее нужно чтобы хозяин договорился с ней об этом. Большие размеры собаки и страшные зубы не обязательно признак агрессивности. Приглядевшись к поведению собаки, ребенок поймет, что угрожающий лай или рычание пса – демонстрация его готовности к защите хозяина (хозяйки) или предостережение об опасном приближении незнакомца к его еде.

Как бороться с фобией?

Если вы видите в поведении ребенка панический страх перед собаками или хотя бы стойкую неприязнь, приводящую к неосознанному отдалению от любой собаки, фобия уже сформировалась. Попытки договориться с ребенком, объяснить ее беспочвенность, как правило, бесполезны. Обычно фобия проходит сама в младших классах школы. Если случаются слезы или даже истерика реагируйте на них спокойно, не расспрашивайте ребенка о случившемся – пересказ травмирующих событий усугубит состояние. Обнимите малыша, постарайтесь отвлечь его, занять разговором на темы, которые он любит.

Неразумно в таких случаях пытаться успокоить ребенка, ругая собак и обещая наказать их. Малыш при этом может почувствовать себя более защищенным и успокоиться. Но чувство опасности, исходящей от четвероногих, только усилится, фобию это только усугубит.

Чтобы избавить от страха перед собаками сходите с ребенком или лучше всей семьей на птичий рынок. Послушайте вместе пение птиц, полюбуйтесь голубями и аквариумными рыбками, дайте детям погладить кроликов. Подготовьте ребенка к встрече с кутятами. Маленькие щенки обязательно понравятся детям. На рынке кутята обычно или очень потешно вповалку спят или барахтаются, играя друг с другом.  Дайте детям понаблюдать за ними. Расспросите: кто больше понравился. Если вы будете внимательны, то заметите – маленькие животные и дети очень легко находят общий язык.

Возможно, придется противостоять возникшему после знакомства с детенышами желанию обзавестись маленькой собакой. Сразу покупать щенка не обязательно. Обязательно другое – разделите с ребенком перемену в отношении к собакам, дайте ему понять, что радость доставленная общением с щенками – ваша общая радость. Походы на птичий рынок должны стать регулярными.

В возрасте от одного до трех лет детям свойственно бояться неожиданных громких звуков. Это скорее норма, чем патология. При первых столкновениях с собаками не страх самой собаки, а именно громкий, агрессивный лай становится пусковым фактором механизма, приводящего со временем к возникновению фобии.

Чаще всего страх перед животными проявляется у детей в возрастном периоде от трех до шести лет. От вас требуется особое внимание к ребенку в этом возрасте. Приглядывайтесь к его реакции на звуки. Громко залаял соседский щенок и ваш малыш перестал играть, пережидая лай. Он испугался. Наблюдая за ребенком внимательно, вы заметите, что многие громкие звуки – рев двигателя, хлопнувшая от ветра дверь, выстрел из детского пистолета или выхлопной трубы, оглушающий гудок автосигнала, лай большой собаки – и другие громкие неожиданные звуки пугают малыша, просто вы не придавали этому значения.

С этими страхами можно совладать. Вот что надо делать:

Я тоже зарычу

Чтобы научить ребенка не бояться громких звуков, объясните ему, что он вполне может издавать их сам. Важное условие: громкость звуков должна повышаться постепенно и при участии малыша. Он должен почувствовать, что может издавать звуки громкие или тихие по своему желанию, что звук подчиняется ему.

Найдите безлюдное место и отведите душу, крича изо всей силы. Организуйте подобие шумового карнавала, дома найдется много предметов издающих громкие звуки. Существуют некоторые виды музыки, которую слушают в очень громком исполнении, рок-музыка, например. Постепенно повышая громкость, дайте ребенку послушать шедевры хард-рока.  Не увлекайтесь сами, будьте аккуратны с очень громкими звуками – при неосторожном обращении они могут физически травмировать слуховой аппарат.

Нельзя ругаться и демонстрировать ребенку агрессию, пусть даже театральную. Цель всех этих действий – приучить ребенка ассоциировать громкие звуки с весельем, праздником.

Маленький звукорежиссер

Ребенок постепенно должен привыкнуть к громким звукам окружающим его в повседневной жизни. Предложите ему самостоятельно регулировать громкость телевизора, плеера, радиопремника, колонок на компьютере. Сначала ему это понравится и когда он научится как это делать, вам придется, не выходя из себя, переносить его эксперименты.

Постепенно громкость звуков, извлекаемых им из техники, пойдет на убыль. При случае посмотрите на его реакцию при звуках громкоговорителя в метро или на вокзале. Привыкнув к громким звукам дома, он, скорее всего, не испугается. В любом случае поговорите с ним о необходимости этих звуков.

Имитатор

Можно начинать имитировать звуки. Покажите ребенку, что человек может голосом изобразить многие звуки, громкие и тихие. Скрип двери, тиканье часов, шипение проколотой шины, ворчание работающего двигателя. Переходите звукам, издаваемым животными и птицами. Если видно, что малыш не боится звуков, предложите ему изобразить лай собаки.

Мультяшные собаки – большие добряки

Подготовьте «учебную» серию мультиков, где собаки изображены доброжелательно. Это может быть серия про Котенка по имени Гав, «Варежка», «Больница на холме». Поиграйте с малышом в персонажей просмотренных мультиков. Пусть он попробует изобразить и озвучить понравившихся героев.

Работа, направленная на снятие первичного страха – страха перед громкими и неожиданными звуками поможет снять вторичный страх – страх перед собаками.

  • Найдите у знакомых тихую, неагрессивную, дружелюбную кошку и познакомьте с ней вашего малыша. Кошки во многом похожи на собак: шерсть, когти, зубы, но они гораздо меньше по размеру. Обсудите с ребенком, в чем эти животные схожи, чем отличаются. Узнавайте о них как можно больше – сходите в зоопарк, почитайте вместе книги о животных. Посмотрите вместе фильмы, где кошки и собаки изображены положительными героями. В сознании ребенка постепенно сформируется последовательность впечатлений: кошка – хорошая, умная, добрая, собака и кошка похожи – собака тоже хорошая.
  • Постарайтесь как можно чаще видеть животных, посещать выставки, зоомагазины, птичий рынок. Наблюдайте за животными обсуждайте наблюдения с ребенком. Устройте фотосессию, снимая животных. Дома разберите снятые материалы. Подготовьте выставку.
  • Найдите возможность подружить вашего малыша со спокойным щенком, еще не научившимся лаять. Если почувствуете, что ребенок не может преодолеть страха, не заставляйте его приближаться к собаке.
  • Завести щенка или котенка – метод радикальный, но не всегда возможный. Наладьте отношения с владельцами спокойной, умной собаки, бывайте у них в гостях.
  • Покажите ребенку, как собака выполняет команды хозяина. Расскажите о дрессировке служебных собак, собаках-поводырях. Ребенок должен почувствовать, что может управлять поведением собаки.
  • Если у соседей есть хорошо выдрессированная собака, попросите их поучаствовать в вашей работе. Если ребенок на практике удостоверится, что собака слушается его команд, это будет прорывом.

Приглядитесь к себе. Как вы сами относитесь к собакам. Да, упомянутая выше социальная теория американских психологов оказалась несостоятельной. Но вам нужно исключить негативное влияние вашего примера на отношение ребенка к собакам. Если вы заметите за собой признаки боязливого отношения к собакам, вам придется собрать свое мужество и развеять сомнения вашего малыша в вашем положительном отношении к другу человека.

Если вы выполните все описанные здесь рекомендации, и отношение ребенка к предмету его страха не нормализуется, вам остается обратиться к детскому психологу или психотерапевту. 

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Общее - Близнецы: вместе по жизни
    Близнецы: вместе по жизни

    Общее /Отзывы (0)

    Появление на свет детей-близнецов всегда чудо для родителей, ведь всего за девять месяцев ожидания они становятся родителями не одному, а двум...

    Общее - Выбор детской обуви с умом
    Выбор детской обуви с умом

    Общее /Отзывы (0)

    Покупка обуви для ребенка – сложный выбор для родителей. Особенно трудно сориентироваться на покупку правильной обуви осенью, когда легкие шлепанцы...

    Общее - Няня. 12 проблем.
    Няня. 12 проблем.

    Общее /Отзывы (0)

    Доверить воспитание ребенка посторонним людям всегда нелегко. Вы должны быть стопроцентно уверены в компетентности того, с кем ваш малыш будет...

    Общее - Пижамная вечеринка
    Пижамная вечеринка

    Общее /Отзывы (0)

    Этот вид вечеринок появился в России не очень давно. И, хотя такой досуг приглянулся и взрослым, изначально это детское развлечение. Суть его...

    Общее - Страшные игрушки
    Страшные игрушки

    Общее /Отзывы (0)

    В современном мире все больше теряют популярность всеми нами любимые пупсы, лошадки, самолетики и плюшевые мишки. На смену им пришли игрушки нового...

    Общее - Маленький гений и его творческая мастерская
    Маленький гений и его творческая мастерская

    Общее /Отзывы (0)

    Маленькие дети – маленькие гении. В этой изъезженной вдоль и поперек гиперболе на самом деле почти нет преувеличения. Те, кто сталкивался с гениями...

    Общее - 8 простых поделок из обувных коробок, с которыми дети будут долго и с удовольствием играть
    8 простых поделок из обувных коробок, с которыми дети будут долго и с удовольствием играть

    Общее /Отзывы (0)

    Купили новую пару обуви? Не спешите выбрасывать коробку! Эти картонные коробки - отличное сырье для хитроумных детских творений. Дети могут...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье