Театр на даче

Дача – это другая жизнь, параллельная реальность. Другой воздух, другое небо, все другое. Именно это погружение, эта перемена (как и путешествия) лечит нашу измученную душу. А еще мы можем целый день видеть наших бесценных детей, слушать их, кормить, одевать-раздевать, укладывать-поднимать. Для любящих родителей это –  подарок  судьбы. Ну вот, детишки пришли в себя от первых впечатлений, разобрались, кто с какого участка, подружились, разобрались кто сильнее, еще крепче подружились. В этот момент нужно некоторое событие, которое поможет и объединить детей и научить отличать настоящее искусство от подражаний. Это – театр.  

Место

Дача – прекрасное место для театра. Конструкция большинства дачных домов подразумевает наличие большой светлой комнаты – веранды. В сухое теплое время можно играть и под открытым небом. Расположение сценического пространства и мест для зрителей при этом ограничивается фантазией постановщика.

Жизнь так устроена, что всякий вышедший из употребления хлам бережливые люди десятилетиями свозят на дачу. Скапливаясь, хлам образует фантастический конгломерат одежды, мебели, бытовой техники, книг, игрушек, сувениров, приборов, садового инвентаря…другими словами – театрального реквизита.

Там же, на даче люди обычно хранят доски, брусья, всякое железо, гвозди, краски, одним словом, строительные материалы. Из всего этого можно делать вполне приличные декорации.

Дальше речь пойдет о постановочном процессе. Энциклопедическая статья о театре сообщает о двух с половиной десятках разновидностей театра: здесь и драматический, и балетный, и театр теней, и кукольный театр. Центральная фигура любого театра – актер. В качестве актера в театре может выступать как живой человек, так и предмет, управляемый человеком, например кукла. Начнем с кукольного театра. Точнее (как говорят сами кукольники) – Театра Кукол.

Куклы

Вообще, люди изготавливают кукол очень давно, для множества целей. И применение их в качестве актеров – всего лишь одна из них. Только театральных кукол специалисты насчитывают более пятнадцати видов. Для нашего театра подойдут так называемые пальчиковые и перчаточные.

Пальчиковая кукла – воплощение минимализма в кукольном искусстве. Это собственно голова персонажа. «Артисты» дачного театра будут изготавливаться из всего, что можно найти на даче: шарики, мячики, любые круглые предметы. Проделываем отверстие для пальчика, обтягиваем шарик тканью (для этого придется снизу собрать ткань резинкой). Глазки, носик, ротик, ушки, шевелюру – все это можно либо нарисовать, либо изготовить и пришить.

Кукла – это образ, если для воплощения образа понадобятся рожки или нимб, все это можно воплотить, что называется в «материале». Возможно, создателям театра придут в голову образы, для воплощения которых больше подойдет глина или алебастр (голову придется лепить), пенопласт (надо будет вырезать). Голова одевается на указательный палец, а отставленные в стороны большой и средний пальцы будут верхними конечностями персонажа. Туловищем куклы будет рука кукловода, поэтому на нее лучше надеть перчатку из подходящего материала, или выкрасить руку в нужный цвет.

Кукла перчаточная отличается от пальчиковой наличием кукольного туловища, которое придется шить. Раскрой туловища – по сути, рубашка, к горловине которой пришивается шейная часть кукольной головы так, чтобы отверстие под указательный палец попадало в горловину рубашки. К манжетам рукавов пришиваются ручки (или лапки) будущего персонажа. Когда кукла одевается на руку, указательный палец вставляется в голову, а большой и средний – в рукава рубашки-туловища, они и будут руками персонажа. Практика показывает, управлять куклой будет удобней, если в эти самые рукава изнутри вклеить цилиндрики из картона, так чтобы кисти рук (лап) куклы прочно соединялись с одним концом цилиндрика, а в противоположный конец вставлялся палец кукловода. В силу конструктивных особенностей куклы-перчатки,  в качестве голов можно использовать головы вышедших из употребления игрушек.

Вообще, театральная кукла может быть изготовлена из чего угодно. Если интересно, можно сходить в музей при театре имени С. Образцова и посмотреть на кукол, при изготовлении которых использованы бытовая посуда, автозапчасти, инструменты для рыбной ловли…

Где играть?

Действие в нашем театре кукол разыгрывается в  сценическом пространстве над ширмой. Пальчиковые и перчаточные куклы относятся к категории верховых, то есть таких, которых кукловоды держат над головой.

Две лестницы стремянки, положенная на них доска и покрывало, переброшенное через доску – вот и ширма. Второй вариант – диван-книжка в «сидячем» положении. За вертикально стоящей спинкой ребенок-кукловод вполне уместится, правда, сидя.

Есть вариант совсем интересный. Можно сделать самую настоящую балаганную ширму, которую наши предки, использовали на ярмарках. Делается она из старой широкой юбки. К нижнему краю пришивается гимнастический обруч. Две палки устанавливаются так, чтобы они одним концом упирались в обруч, другим – в пояс юбки. Ширма надевается на кукловода так, чтобы обруч был над его головой на высоте вытянутых рук, на которые одеваются две куклы, играющие в спектакле. Зрители видят ноги артиста, ширму и кукол. Преимущество такой ширмы – мобильность.

Билеты

Позаботьтесь о билетах заранее. Это очень ответственная административно-художественная работа. За этот участок должен отвечать кто-то из детей, менее всего склонный к неожиданным переменам в настроении, спокойный и рассудительный. Помните, спектакль – это общественное мероприятие и его планируют.

Количество выпущенных билетов должно соответствовать числу мест в «зале». Сядьте с «администратором» и в спокойной обстановке прикиньте сколько билетов будет нужно изготовить. Само изготовление билетов – возможность применить на практике полученные в школе и садике навыки рисования, изготовления аппликаций, письма, наконец!

Драматический театр

Если вы решили, что в вашем дачном театре будут играть драматические актеры, то первое, о чем придется подумать, это состав труппы. Первый вариант – труппа,  состоящая их одних детей-актеров, второй – взрослая труппа, дети в этом случае участвуют в постановке и составляют большинство зрительного зала. Третий вариант – смешанный, играют и взрослые и дети. У него множество преимуществ перед двумя остальными, начиная с того, что первые приходящие на ум произведения, которые подходят для постановки в дачном театре, скажем «Репка» или «Три медведя», предполагают участие и больших и маленьких исполнителей. Кроме того совместная игра – редкий случай, когда родители и дети с равной ответственностью делают большое общее дело в одной команде.

Общение с детьми в процессе постановки – огромное счастье. Маленькие дети – гении. Эти слова Великий Мультипликатор Юрий Норштейн произнес в рассказе о первых рисунках своего сына. Но дети, безусловно, гениальны во всем. Вы это почувствуете, начав обсуждать с ними, во что одеть актеров, как они будут двигаться, что петь, как говорить текст, как одна мизансцена будет сменять другую… Работа над живой пьесой сама расставит всех по местам – актеры будут играть, постановщики – ставить.

Великая сила театра в том, что он помогает выявить таланты. Задача взрослых – направить этот процесс. Не кидайтесь как в омут в репетиции, сначала обсудите с детьми, какую цель вы перед ними ставите. Разложите будущий спектакль на составные части: акты (если он большой), сцены, мизансцены, разберите роли, обсудите черты, из которых складываются  образы. И вы увидите – правильно подготовленные репетиции захватят всех.

Репертуарная политика

Начните с постановки какого-нибудь коротенького стихотворения. Ну, например, знаменитое «Наша Таня громко плачет…» Две девочки будут хором читать авторский текст, одна девочка играть Таню, а пятеро или шестеро мальчиков – Речку. Будет предмет реквизита – Мячик. Вот черновик сценария: Таня играет с мячиком и постепенно приближается к Речке (шестеро мальчиков синих балахонах кружат медленный хоровод). Мячик падает в Речку (один из мальчиков подхватывает выпавший у Тани мячик и Речка сама начинает играть с ним – мальчики перебрасываются мячиком). Хор вступает: «Наша Таня…», Таня «плачет». До слов «Тише, Танечка, не плачь!» Речка играет с мячиком, а на словах «Не утонет в речке мяч!» Речка бросает Тане Мячик. Таня ловит его и хохочет.

В этом духе можно поставить и другие произведения: поговорки, считалки, загадки, скороговорки, анекдоты. Чтобы разогреть артистов, предложите кому-нибудь читать «произведение», а другому изображать происходящее в пантомиме. Правильная репертуарная политика – ключ к успеху театра, даже дачного. Отбирайте внимательно произведения – первые постановки не должны ставить сложных философских проблем, не нужны слишком многогранные или противоречивые образы, персонажи должны быть понятные, выпуклые: Герой (Петушок, Комарик), Трусишка (Заяц), Хитрая Бестия (Лиса), Добрый Гигант (Медведь).  Невнятность сюжета, размытость образов может стать причиной охлаждения детей к театру, и в дальнейшем – потери связи с ним.

Не забывайте о бездонном резерве режиссерских сюрпризов – участии в спектакле взрослых актеров. Представлению, в котором дети играют родителей, учителей, сотрудников правоохранительных структур, а взрослые – головную боль сотрудников полиции, работающих с детьми, гарантированы аплодисменты, и вызовы на бис.

Подготовка к постановке                      

Все, что затевается с дачным театром, это, конечно, не развлечение. Это работа. Самая главная работа любого родителя – воспитание. Вы передаете ребенку, когда-то переданные вам родителями и учителями понятия о нравственном, прекрасном, грязном, чистом, подлом и великодушном. Подготовка к постановке пьесы, даже любительской незаметно, но настойчиво заставляет человечков, вступающих в жизнь задуматься об этих понятиях.

Организовать обсуждение произведений на предмет возможной постановки – задача взрослых. Рассмотрите, например, с этой целью «Золотой ключик». Разберите ключевые фигуры: Буратино, Карло, Алиса и Базилио, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, Дуремар. Обсудите черты, формирующие каждый образ, рассмотрите события, которые высвечивают образы. Определите ключевые сцены. Попытайтесь выстроить из них сюжет.

Как рождаются образы

Если все пойдет, как вы задумали на смену первым пробным постановкам придет работа над более серьезным материалом. Воплощаемые на сцене характеры станут сложнее, и детям-актерам потребуется более глубокое проникновение в души персонажей. Постарайтесь найти время и обсудить со всеми юными актерами и то, что делает персонаж на сцене, и то почему он это делает.

Почему Буратино вместо школы попадает в театр? Он озорник и ужасно любопытный мальчишка. Почему Буратино поддается уговорам Лисы и Кота? Он доверчив и простодушен. Почему они с Артемоном встают на пути Карабаса Барабаса и собак? Потому что они оба настоящие товарищи, бесстрашные и отчаянные, если речь идет об опасности грозящей их друзьям. Почему возвращаясь в город, и снова встретив Карабаса Барабаса, Лису с Котом и Дуремара, Буратино находит нужные слова, чтобы успокоить трясущихся от страха друзей? Потому что он – лидер, капитан команды, отвечающий за них всех.

Дети другими глазами будут смотреть на игру артистов и режиссеров.

Разбираясь во всем этом, дети учатся видеть за действиями персонажей порывы души, за словами – эмоции. Это все вызовет естественный интерес к профессиональному театру, кинематографу. Дети другими глазами будут смотреть на игру артистов и режиссеров. Предложите детям еще раз посмотреть, как Евгений Павлович Леонов играет Директора детского сада, а маленький мальчик – Мальчика, играющего Волка на сцене в детском саду. Как великий Леонов уже в образе Директора, становится Волком, чтобы Мальчику было понятнее, как это делается, а потом ему, все в том же образе Директора, придется играть Вора.

Репетиции

Репетиции – процесс утомительный. Чтобы получить нужное качество приходится расходовать количество. Обычно, это многократные повторы реплик или мизансцен. Однообразие выматывает, и дети могут быть не готовы к такому напряжению сил. Не переусердствуйте, это все-таки не настоящий театр. Помните репетиция – это тоже игра.

Декорации

Реквизит дачного театра также условен, как и сам театр. Хорошо, конечно, если есть сценическое возвышение (те самые подмостки), оно очень помогает концентрировать внимание зрителей, но можно обойтись и без него. Занавес очень желателен. И в комнате и на улице всегда можно натянуть веревку и повесить на нее какую-нибудь материю.

Позади занавеса в глубине сцены можно поставить так называемый задник. Из брусьев делается подрамник в размер имеющегося полотна, ткань закрепляется на нем мебельными гвоздями или кнопками. Если действие пьесы позволяет можно задник и не расписывать. Если все-таки рисовать на ткани, помните: быстрые движения кистью дают четкую картинку, медленные – размытую.

В шекспировские времена театры обходились минимальным реквизитом. Если действие происходило в тронном зале на сцене стояла вещь, без которой уже никак нельзя – трон. Позади трона на высоком шесте устанавливалась надпись «ТРОННЫЙ ЗАЛ». Диктовалось это соображениями экономии. Но актерам и драматургам приходилось компенсировать недостаток реквизита художественной силой текста и исполнения. Валили толпы зрителей. В это сейчас трудно поверить, но «Ромео и Джульетта» или «Гамлет» выигрывали в конкуренции за зрителя у такого аттракциона как травля быков собаками (бультерьеры были выведены специально для этого зрелища). А весь реквизит – скамейка и надпись на шесте!

Сверхминимализм шекспировского театра в сегодняшней театральной практике – изыск. Какие-то декорации (домик, дерево, кусты, стена с дверью) придется делать самим. Сгодится все, что десятилетиями копилось на чердаках и в гаражах. Не забывайте, что дети должны принимать самое активное участие в отыскании забытых предметов и приспособлении их в качестве декораций. 

Результат

Что мы получаем? Поскольку театр – искусство синтетическое, то привлекая внимание детей к театру, мы знакомим их помимо собственно театрального искусства с литературой, живописью, музыкой, хореографией. Принимая участие в постановочном процессе, дети не просто знакомятся с этими видами искусства, они работают в них – ставят, читают, поют, играют музыку, пишут, рисуют, танцуют.  И получают за это знак бесценной зрительской благодарности – аплодисменты.

 

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен

Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    12 читателей || 11 записей

    На форуме вас ждет многообразие развивающих занятий с ребенком: окружающий мир, профессии, свойства предметов, музыкальные занятия, математические навыки, творческое, сенсорное и физическое развитие. Обсуждаем материалы, пособия готовые и самодельные, методическую литературу, игры и игрушки.

    Записи из наших сообществах

    Добрый день, хочу вам посоветовать, милые мамочки, у которых есть сейчас детишки возрастом до 3х годиков. Обязательно, начиная с 1,5 года настоятельно рекомендую водить их в школу для развития детей. Дома-это одно, а в школе специальные педагоги с психологическим уклоном, которые явно знают свое дело. Там вашему малышу будет гораздо интереснее. Во-первых, в этой школе много детишек, и вашему малюку будет не скучно, во-вторых, педагоги предусмотрели множество игр для развития умственных способностей ребёнка. Детки друг за другом повторяют и выполняют правильные задания с огромным

    Как привить ребенку интерес к буквам ?

    avatar , Прокопьевск
              9    

    Младшему сыну 4 года, просит читать книжки (и я конечно этому рада). На фоне его интереса, решила начать с ним изучать и запоминать буквы. Испробовала разные варианты, методики, книжки, но результат один — просто закрывает книгу и не хочет даже рассматривать буквы и уж тем более их повторять. 

    Как научить ребенка, и привить ему интерес к буквам. Старший сын в 4 года знал уже их все, а младший пока ни одной

    Я за занятость ребенка, так чтоб он меньше сидел в планшете и компьютере, но все заканчивается скандалами и «ты меня не любишь». Раньше мой сын, а нам 11 лет, ходил на рукопашный бой и английский, потом он плавно съехал с темы рукопашного -то мы заболели, то напряг с домашними заданиями и в общем, все… сидим дома. Я все время пытаюсь его заинтересовать хоть чем-то, но ему не интересно, а то чем он увлекается, я не могу найти хоть капельку подобного, такого клуба по интересам просо нет. У меня, как у мамы, желание его максимально напрячь, чтоб он не рос шалтаем-болтаем, а у него

    Моему сыну 2 года и 5 месяцев и его нежелание идти на контакт с другими детьми меня очень беспокоит. Начну сначала: когда ему исполнилось 2 я решила, что хватит сидеть дома, пора в школу раннего развития. Мы подобрали оптимальную школу, с самыми лучшими рекомендациями в городе, и уже первое занятие меня повергло в шок: ему было не интересно, он цеплялся за меня, ревел и просился уйти.Стоит отметить, что так было и на ритмике, и на развитии речи, и на английском, и на аппликации. Конечно, мы все свернули, потому что и на второй, и на третий раз ситуация повторилась. Он очень сообразительный

    Сейчас заметили что у дочки ведущая ручка — левая, но в семье мужа и моей не было замечено таковых, поэтому мы озадачены данным явлением. Подскажите, как обустроить мир вокруг ребенка чтобы максимально адаптировать его к миру праворуких? Имеется в виду нужны ли особые предметы, стол, канцелярия и т.д.

    Я хочу проконсультироваться с родителями у которых дети в возраст от 5 до 6 лет. Дочка сама хочет читать и пытается понаслышке написать. Пишет она смотря в буквы в алфавите, к примеру, слово мама — находит буквы и пишет сама. Это нормально, как вы считаете? Я как-то не хочу все это наутек, может водить на уроки по чтению и письму.

    Сейчас наш сын ходит в садик. а в следующем году — пойдёт в школу. Водить на занятия по подготовке к школе нет возможности. Как можно самому дополнительно развивать ребёнка? Что можно придумать для него такого, чтобы он потом успешно учился? У нас в садике, мне кажется, на подготовку детей обращают мало внимания.

    Девочки, ищу отзывы по детской школе путешественников (это в Серебряном бору), кто был? Как впечатления?

    Поделитесь, пожалуйста, как вы проводите занятие с детками на развитие мелкой моторики. Я много читала о том, что один из самых лучших материалов – это пластилин. Но дело в том, что мой ребенок пробует его постоянно на зуб. Обычно у нас это происходит так: 5 минут лепим, дальше игра кто быстрее: сын возьмет пластилин в рот или мама все-таки успеет выхватить до попадания в рот. И так уже несколько месяцев делала перерыв, но спустя время все повторяется.

    Когда моей доченьке было 8 месяцев я решила попробовать комплексную систему занятий «Школа семи гномов». Эта система понравилась мне своим многообразием и интересными заданиями, работой с карточками и очень классными яркими картинками, а также доступным описанием на страничке родителей. Эти занятия помогли дочке стать усидчивой, внимательной. Через 5-6 месяцев она стала разговаривать с большим словарным запасом. Сейчас ребенку уже 3,5 года. Эти книги с нами во всех поездках, и дочь постоянно просит позаниматься с ней.


    Другие статьи по этой теме

    Развитие - Юные фотографы
    Юные фотографы

    Развитие /Отзывы (1)

    Занятие фотографией – замечательное хобби не только для взрослых, но и для детей. Благодаря фотографии ребенок развивается интеллектуально,...

    Развитие - Раскрываем таланты своих детей
    Раскрываем таланты своих детей

    Развитие /Отзывы (2)

    Чем мы руководствуемся, отдавая ребенка в спортивную секцию или художественную школу, зачем мы это делаем? Как мы можем точно узнать, к какому виду...

    Развитие - Чтобы поход в музей был в радость
    Чтобы поход в музей был в радость

    Развитие /Отзывы (0)

    Спросите любого своего знакомого, хоть взрослого, хоть ребенка, про его мнение о музеях. Разумеется, ответов будет много, но скорее всего вы...

    Развитие - Развиваем воображение и фантазию
    Развиваем воображение и фантазию

    Развитие /Отзывы (0)

    Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие...

    Развитие - О разрушителях талантов
    О разрушителях талантов

    Развитие /Отзывы (0)

    Вы когда-нибудь строили карточный домик? Простейший «двухэтажный» домик из семи карт вы будете строить минут пятнадцать-двадцать, и за время...

    Развитие - О развитии мышления, внимания и памяти
    О развитии мышления, внимания и памяти

    Развитие /Отзывы (0)

    Трудно представить современность без появления техники и электроники. Постоянно происходит стирание рамок и границ между трудом умственным и...

    Развитие - Помощь детям с  нарушениями процесса чтения и письма
    Помощь детям с нарушениями процесса чтения и письма

    Развитие /Отзывы (0)

    Точная, правильная устная и письменная речь выступает в качестве необходимого условия для формирования успешной личности. При этом помочь овладеть...

    Развитие - Читать или не читать?
    Читать или не читать?

    Развитие /Отзывы (0)

    Никого уже не удивляет тот факт, что современные дети практически не знакомы с книгами. В лучшем случае они читают комиксы и журналы, школьная...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье