Важный вклад
На основе всех данных, которые получили ученые во время исследования, были созданы учебники для четырехлетней школы. Обучение по таким пособиям должно было начинаться с семи лет. К сожалению, вскоре система обучения перешла от четырехлетнего обучения к трехлетнему, что потребовало новых исследований и переосмысления требований общества к обучению.
С изменением структуры традиционного обучения менялась и занковская система. На данный момент выпущено уже четвертое поколение учебников для школ Занкова, которые полностью учитывают индивидуальные особенности современных детей и современных условий жизни.
В целом, теоретическая работа Занкова над созданием новой системы обучения насчитывает более 500 публикаций. Все труды как Занкова, так и его последователей переведены во многих странах СНГ и Европы, в том числе в Германии, Италии, Венгрии и Франции.
Символом признания эффективности идей Занкова стало то, что в 1993 году Министерство образования Российской Федерации открыло Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, в котором не только проходит переподготовка учителей, желающих работать в школах Занкова, но и ведется большая теоретическая и методическая работа.
За десять лет работы научно-методического центра, ученые могут похвастаться такими достижениями:
- Система обучения Занкова получила признание и теперь используется не только в России, но и в Беларуси, Украине, а также в некоторых школах Молдавии, Казахстана. Уже ведется работа по распространению идей Занкова в США, Израиле и Австралии.
- В регионах России открываются филиалы научно-методического центра имени Занкова. Работа в филиалах проходит под руководством непосредственно центра, но корректируется в соответствии с особенностями региона.
- В Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования теперь можно пройти курсы подготовки к работе в школах Занкова. Кроме курсов в Москве ежегодно проводится около 40 выездов в города, где есть желающие пройти данные курсы.
Основная трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги, разрабатывая и совершенствуя систему обучения Занкова, состоит в том, что она в итоге должна одновременно высоко оценивать важность обучения и индивидуальных особенностей каждого ребенка. То есть система обучения Занкова должна одновременно учитывать как внешние, так и внутренние факторы развития ребенка. Ребенок должен усваивать знания, предусмотренные программой и одновременно иметь достаточный простор для собственной творческой деятельности и развития индивидуальности. Важно понять, что эти два фактора находятся в постоянном противоречии и взаимосвязи, ведь без внутреннего не может быть внешнего, так же, как и наоборот. Поэтому целью занковской системы обучения является целостное развитие каждого ребенка, не только его интеллектуальной сферы, но и волевой, чувственной, нравственной сфер личности.
Именно в связи с проблемой объединения внутренних и внешних факторов развития в одну систему, педагоги и психологи центра Занкова работают над более полным анализом особенностей детей, их индивидуальных различий. Над разработкой системы работают психологи, физиологи, дефектологи для разработки программ влияния на внутренние факторы развития, а так же педагоги и педагоги-методисты для разработки дидактических и методологических проблем обучения.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в школе Занкова, для начала ознакомьтесь со взглядами занковских последователей на роль родителей в процессе развития ребенка:
Как родители могут помочь детям в обучении?
- родители должны ухаживать за ребенком, обеспечивать его нормальным питанием, отдыхом и целесообразной физической нагрузкой;
- родители должны способствовать расширению кругозора ребенка: читайте вместе книги, смотрите фильмы, вместе ходите на экскурсии и выезжайте на природу – все это будет способствовать развитию ребенка;
- не будьте равнодушны к жизни ребенка: обсуждайте его школьные дела, интересуйтесь отношениями со сверстниками;
- поддерживайте постоянный контакт с учителем.
Чего не стоит делать родителям?
- не выполняйте за ребенка его домашнее задание. Домашнее задание дается для того, чтобы учитель смог оценить уровень возможностей ребенка, если вы будете выполнять его вместо ребенка – учитель просто не будет осведомлен о детских возможностях;
- никогда не наказывайте ребенка за ошибку или негативный результат работы. Если ребенок не справился с заданием из-за своих индивидуальных особенностей – не стоит упрекать его в этом.