В Монтессори-группах обучение социализации проходит невидимой красной нитью через всю систему. Здесь, если задуматься, все «заточено» под социализацию: разновозрастная компания, обязательные для всех правила обращения с методическим имуществом, принципы самообучения и саморазвития – социальный опыт усваивается САМ, играючи. Необходимость приспосабливаться помноженная на доброжелательность и крепкий характер, который вырабатывается у всех, кому приходится принимать решения самостоятельно, все это помогает подготовке к переходу в Большой Мир. Там это все очень пригодится.
Что говорят специалисты по детской психологии, работающие с Монтессори-детишками? Они легко приспосабливаются к меняющимся обстоятельствам, уверенно общаются. Они надежны, потому, что с раннего детства привыкают организовывать свое время и принимать самостоятельные решения.
Современные городские дети, как правило, растут окруженные старшими – родителями, бабушками, дедушками, тетями, дядями. Попадая в Монтессори-группы, они в некоторой мере восполняют недостаток общения со сверстниками. Общение с другими детьми помогает выработке социальных навыков – приходится находить общий язык, делиться, помогать.
Шок, испытываемый обычными «домашними» детьми от столкновения с новыми людьми, помещениями при переходе в детский сад – известная проблема. На ее преодоление уходит от нескольких дней до нескольких недель. Дети, прошедшие закалку в Монтессори-группе, легко проходят это испытание. К тому времени, когда они идут в садик, им удается накопить «солидный» социальный опыт. Присутствие близких взрослых в группе облегчает адаптацию, помогает маленькому ребенку усвоить первые навыки самостоятельности, облегчает нахождение общего языка с другими детьми.
Возраст детей в Монтессори-группе – в широком диапазоне от восьми месяцев до трех лет. Это совсем маленькие дети и разница в возрасте даже в несколько месяцев очень заметна. Интересно, что это обстоятельство помогает сближению детей. У старших возникает объект заботы, благодарный и отзывчивый. Они возятся с малышами, помогают им в работе с обучающими материалами, делятся опытом. Маленькие, чувствуя заботу, тянутся к старшим, стараются подражать им. Если ходить на занятия достаточно долго, то ребенок успевает примерить на себя роль, как младшего, так и старшего.
Все знают, что такое витамины. Это вещества, без которых организм нормально не развивается
Осознание человеком себя как самостоятельной личности – одно из непременных условий успешной социализации. Педагогика Монтессори основана на личностном подходе к воспитанию. Здесь, в группах, все – от специальной подготовки педагогов до расположения методических пособий направлено на раскрытие индивидуальности ребенка, на обучение его принятию самостоятельных решений.
Фундаментальный принцип, положенный в основу метода Марии Монтессори, состоит в том, что личность ребенка содержит в себе все неободимое для самоформирования, и задача педагогов и родителей – помочь личности раскрыться. И, как показывает столетний опыт Монтессори-педагогики, если не заставлять ребенка заниматься по определенной программе, а дать ему самому выбирать, с чем играть – он безошибочно выберет то, что поможет развитию его индивидуальности.
Какой бы яркой индивидуальностью ни обладал человек, он существо социальное, и поэтому уважение к себе в нем должно обязательно уравновешиваться уважением к окружающим. Правила, исповедуемые в Монтессори-группах, обязывают учащихся – не мешать другим работать над собой, не отнимать предметы, с которыми играют другие дети.
Занимаясь в группе, ребенок примеряет на себя роль ученика, и не просто ученика, а Ученика, уважаемого Учителем. Величайшие умы человечества не забывали напоминать, что они всего достигли благодаря своему смиренному ученичеству. Ньютон в зените своей всемирной славы говаривал: « я видел так далеко потому, что стоял на плечах у гигантов…» это он не только о предшественниках, но и о своих учителях, имена которых мало кто помнит. Монтессори-педагоги, даже к самым маленьким детям относятся, как к равным, никогда не говорят о них в третьем лице, обращаются непосредственно к ним. Они никогда не требуют выполнения задания и ни при каких обстоятельствах не повышают на детей голос.
Найти общий язык с детьми удается далеко не всем родителям. Даже научившись говорить, ребенок еще долго не может выразить свои чувства так, чтобы его поняли взрослые. Работа в Монтессори-группе помогает родителям понять малыша. На глазах у изумленных родителей ребенок, помещенный в Среду, предоставленный самому себе, начинает искать Себя, разглядывая и перебирая в руках предлагаемые ему материалы. Полагаясь на советы Педагога, родители осторожно помогают малышу в этом поиске. Совместная работа раскрывает родителям неизведанную ими душу их ребенка, а ему открывается счастье родительской доброты и понимания.