Ребенок и телевизор — соблюдайте дистанцию

Главной проблемой нашего отношения к телевизору является то, что зачастую он воспринимается нами, как живое существо. Экран живет какой-то своей жизнью, и мы часто используем его для оживления своей пустой квартиры. Но, тем не менее, это всего лишь один из аксессуаров современности, предмет, не наделенный ни властью, ни волей. Его всегда можно выключить или переключить.

Чем вреден телевизор?

Какие же опасности таятся в просмотре передач по телевизору? Прежде всего, это переутомление – не самый большой, но самый очевидный вред, который телевизор может нанести ребенку. Телепередача – это калейдоскоп звуков и образов. Ребенок расходует много сил, когда пытается уследить за ними и проанализировать их. Один факт: просмотр обычного фильма продолжительностью в полтора часа равнозначен такому же по времени приему гостей – огромное количество разговоров о политике, рассказов о делах, выяснения отношений. А телепередачи кроме усталости вызывают еще и перевозбуждение.

Однозначного ответа на вопрос, сколько времени ребенку допустимо проводить у телевизора, пока дать невозможно, так как существующие нормы являются приблизительными и среднестатистическими. Хотя бы до года не позволяйте ребенку сидеть перед экраном больше пятнадцати минут в день, в возрасте один-три года можно это время продлить до тридцати минут.

Второй опасностью телевидения является то, что у малыша может появиться самая настоящая зависимость от него. Ведь даже мы, взрослые, иногда попадем под обаяние «телеглаза». Если для того, чтобы чем-то занять или отвлечь ребенка, пока вы заняты своими делами, вы часто включаете ему телевизор, есть риск, что ребенок привяжется к нему, как к лучшему другу. Ведь телевизор и отвлекает от неприятных мыслей, и развлекает, и утешает, и ни на что не обижается, и ничего не требует взамен – ни дать, ни взять «настоящий друг»!

Что же делать, чтобы этого не случилось? Никогда не заменяйте для ребенка себя телевизором. Если вашему малышу хочется побыть с вами, почитать, поиграть, а вы ну никак не можете уделить ему время, придумайте для него игру, в которую можно поиграть одному, предложите ему сходить в гости к соседскому ребенку, только не надо нажимать на «заветную» кнопку! Когда-нибудь ребенок и сам поймет, что телевизор в какой-то степени способен скрасить его скуку и одиночество, но, по крайней мере, до него это дойдет не с вашей подачи.

Недопустимо превращение телевизора в неотъемлемый атрибут семейных ритуалов: обедов, ужинов, вечерних разговоров. Подумайте, а какую, собственно, роль телевидение играет в вашей жизни. Если оно заменило вам друзей, путешествия и превратилось в ваше хобби, будет странно предполагать, что ваш ребенок пойдет по другому пути. Начиная бороться с «теленапастью», вам необходимо начать с вас самих.

Еще одной опасностью телевидения является то, что предлагаемые им развлечения имеют пассивный характер (что вполне логично объясняет такое быстро привыкание к нему). При «общении» человека с телевизором именно телевизор играет активную роль. От человека требуется только выбрать программу. Во всех других развлечениях человек неизбежно должен делать что-то сам. В шашках, шахматах, домино необходимо думать и просчитывать комбинации. При чтении книг мозгу нужно превращать буквы в слова, слова – в образы, воображение должно оживлять события, людей, пейзажи. Во время приема гостей хороший хозяин должен развлекать их грамотно построенной беседой. Какому бы занятию вы ни посвятили свое время, вы обязательно должны быть заинтересованы в результате ваших действий: кто в конце игры одержит победу, чем закончится повесть, как пройдет вечеринка. А при «общении» с телевизором вы ни на что не влияете и остаетесь как бы ни при чем.

Такой способ взаимодействия привлекает и детей, и взрослых. Взрослые хотят на время снять с себя ответственность за происходящие события и просто погрузиться в их водоворот, а для ребенка это состояние вообще является естественным, так как он пока не несет ни за что никакой ответственности и не влияет на ситуации, контролируют которые взрослые.

Поговорим о содержании

Как это ни парадоксально, больше всего психику ребенка травмируют не любовные сцены или агрессивные боевики (исключение составляют порнография и «расчлененка»), а фильмы ужасов, фантастика об устрашающем будущем и сюжеты, основанные на потерях, расставании и одиночестве.

Тема любви для ребенка приятна и естественна. Он просто и с удовольствием влюбляется и задает вопросы, которые его беспокоят. Если только вы сами не обращаете внимания ребенка на эротику, не кидайтесь заслонять экран своим телом и выгонять бедного малыша в другую комнату, его вполне устроит простой ответ на вопрос: «А что там дядя с тетей делают?» При этом не надо описывать анатомические детали, просто объясните доступными ему словами, что так двое взрослых делают друг другу что-то приятное.

Чтобы ребенку случайно не попались на глаза сцены жестокости, позаботьтесь о том, чтобы ваш телевизор не работал круглосуточно в фоновом режиме. Если малыш робко спросит: «Его ведь не по-настоящему убили?», ответьте, что, конечно же, нет, что он видит просто картинки, которые не могут быть всегда правдивыми. Это будет объяснить немного сложнее, если речь будет идти об отрывке из новостей или документального фильма. В таком случае не надо убеждать ребенка, что все им увиденное – неправда. Постарайтесь объяснить, что это – точка зрения режиссера, а он видит не всю реальность целиком. Дети постарше способны понять, что все сцены снимаются с какой-то определенной целью – насмешить, напугать, донести какую-то информацию.

Если же вам самим хочется посмотреть фильм «сомнительного» содержания, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка во время просмотра рядом с вами не было.

По поводу фантастики – страхи перед будущим, в особенности перед катастрофами вселенского масштаба, присущи всем людям. Это страхи неизвестности жизни и неизбежности смерти. Очень легко вызвать их у ребенка, уже немного понимающего содержание фильмов, и очень трудно будет потом ребенку с ними справиться. Если его все-таки напугал подобный фильм, будьте к нему внимательны, может быть, ему потребуется ваша поддержка, но из-за нехватки опыта и слов он не сможет вам об этом сообщить.

Что касается одиночества, потерь и расставания, то эта тема актуальна для детей любых возрастов. Дети интуитивно очень чутки ко всем тонкостям отношений, поэтому они удивительно восприимчивы ко всему тому, что относится к потере любви. Поэтому, увидав историю потерявшегося, брошенного или отвергнутого детеныша, ребенок сразу же отождествит себя с ним, и потом будет переживать увиденное очень долго. Убедите его, что с ним такое никогда не произойдет, потому что вы им очень дорожите и вам совсем не трудно о нем заботиться.

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Воспитание и психология - Детская площадка
    Детская площадка

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Если ребенок уже подрос и ему исполнился годик – самое время подумать о том, как научить ребенка вести себя правильно на площадке.

    Воспитание и психология - Голая правда
    Голая правда

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Вот и пришло долгожданное лето. Теперь малыши могут поиграть в теплый песочнице или повозиться голенькими на мягком коврике, подставив солнышку...

    Воспитание и психология - Сверхчувствительные дети
    Сверхчувствительные дети

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Появление малыша в семье – всегда счастье, большую радость приносят его рост и успехи, приятно, когда кроха растет послушным, веселым и...

    Воспитание и психология - Как научить детей любить этот волшебный мир?
    Как научить детей любить этот волшебный мир?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    С самого рождения маленький человечек просто создан для того, чтобы любить удивительный мир природы. Но подрастая, со стороны карапуза можно...

    Воспитание и психология - Берите, мне не жалко
    Берите, мне не жалко

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Некоторые мамы очень переживают из-за того, что их малыш категорически отказывается делить с кем-либо свои игрушки. У вас же проблема...

    Воспитание и психология - Самостоятельный малыш без подгузников
    Самостоятельный малыш без подгузников

    Воспитание и психология /Отзывы (1)

    Большинство мам и пап не знают, как начать учить малыша пользоваться горшком. Судорожно перечитав все рекомендации признанных специалистов по...

    Воспитание и психология - Возрастные особенности детей
    Возрастные особенности детей

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    После того как малышу исполняется год, он буквально меняется на глазах, растет его двигательная активность, интерес к окружающему миру, малыш...

    Воспитание и психология - Первый кризис вашего малыша
    Первый кризис вашего малыша

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Еще недавно ваш малыш совсем ничего не умел, во всем ему нужна была ваша помощь и вот вы благополучно отметили первый день рождения, как вдруг ваш...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье