Развиваем детскую память

Как обычно проходит подготовка дошкольника к первому классу? Правильно, его учат читать четко, не забывая про знаки препинания, писать ровно и красиво. Его заставляют осваивать основные математические  действия и тому подобные знания, которые должны пригодиться ребенку в школе. Но почему-то никто не задумывался и не задумывается до сих пор о том, что необходимо подготовить к школе еще и память ребенка. И именно развитие памяти будет способствовать скорейшему усвоению информации.

Можно сказать, что память – это то, что будет закреплять знания в сознании ребенка. Именно поэтому прежде чем преподавать ребенку основы школьной программы следует помочь ему научиться техникам быстрого запоминания. Не забывайте, что хорошая память – это гарантия того, что ребенок будет успешно учиться в школе.

Что такое память?

Память – это то, что мы помним долгие годы, а именно – образы и ассоциации в нашем сознании. Особенно надолго запоминаются те события, которые когда-то поразили нас, оставили след в душе. Это может быть поездка на море со всей семьей. Тогда вы будете помнить даже текстуру песка у вас под ногами и песочный замок, который вы строили с мамой. В вашей памяти всплывут эмоции, которые вы испытывали во время этой поездки и все ощущения, в мельчайших подробностях.

А вот сможете ли вы вспомнить формулу бензола? Или порядок разложения трехчлена? Это вряд ли воскреснет в вашей памяти так быстро, как вышеперечисленные образы, не правда ли? Причина этому то, что когда вы учили все эти формулы и алгоритмы процессы запоминания были практически не задействованы.

Как мы вспоминаем что либо? Зачастую, с помощью ассоциаций и образов того, что нужно вспомнить. Чем более крепкую ассоциативную связь мы установили с тем или иным предметом, тем лучше мы его запомним. Именно поэтому так важно развивать в дошкольнике абстрактно-образное мышление, ведь именно оно станет основой для развития быстрого и длительного запоминания.

Виды памяти

Видов памяти на сегодняшний день выделено огромное количество. Все они отличаются ведущим анализатором, точностью, качеством и длительностью. Так выделяют оперативную, механическую, логическую память. В зависимости от срока действия выделяют кратковременную и долговременную память. В зависимости от волевого аспекта существует произвольная и непроизвольная память. По анализаторам, которые задействованы в процессе запоминания, выделено зрительную, слуховую, кинестетическую память.

Как развивается память? Несмотря на вид, тип памяти, механизм развития у всех один и тот же. Главным условием запоминания является яркость и образность информации, которую необходимо запомнить. Как мы уже говорили, чем больше нас поразило то или иное явление, тем лучше мы его запомним. А значит, для того чтобы ребенок запомнил цифры и формулы, которые обычно ни у кого не вызывают интереса, необходимо раскрасить их яркими образами.

Итак, главное, что должны помнить родители – информация, которую нужно запомнить ребенку должна быть интересной и увлекательной, и самое важное – понятной малышу. Пусть ребенок учится понимать свои эмоции, прислушиваться к ним, а вы уж постарайтесь сделать так, чтобы цифры и алгоритмы стали для малыша яркими образами и вызывали положительные эмоции.

Далее в этой статье вы можете найти некоторые упражнения для развития памяти, представленные в игровой форме. Таким образом, ребенок будет одновременно развлекаться и играть. С помощью игр на развитие памяти ребенок не только научится техникам быстрого запоминания, но и научится обращать внимание на те мелкие явления, которых раньше не замечал.

Раздвигаем границы воображения

Итак, начнем со странных на первый взгляд заданий, которые помогут ребенку развить абстрактно-образное мышление. Спросите ребенка «Как, по-твоему, звучит пушистое облако?» «Какая на ощупь радуга?»  попросите нарисовать животное, которое никто никогда не видел или запах любимых маминых духов. Взрослый человек даже задумываться не стал бы над такими несуразными вопросами. А вот ребенку это будет очень интересно.

Придумываем ассоциации

Называем ребенку любые слова, которые он знает. Задача малыша – сказать, с чем у него ассоциируются названные слова. Ребенок должен охарактеризовать каждое сказанное вами слово по такой схеме: цвет, запах, форма, текстура, вкус. Вы можете помочь ребенку, если ему трудно подобрать подходящее слово: выпишите прилагательные, которые соответствуют названным категориям. Читайте их вслух, а ребенок будет выбирать подходящую характеристику.

Потом можно поиграть наоборот. Вы перечисляете пару характерных черт какого-либо предмета, а ребенок должен угадать, о чем идет речь. Тут уже и вы сможете развить свое абстрактно-образное мышление, подбирая к знакомым словам характеристики.

Создаем образы

В этой игре можно использовать любые мелкие предметы. Выдайте ребенку спички, пуговицы, бумагу, мелкие детали конструктора. Из всего этого малыш будет создавать образы. Вы диктуете слова, а малыш выкладывает из мелких деталек образ, который ассоциируется у него с этим словом.

Визуализируем

Теперь образы, которые ассоциируются у ребенка с названным словом, ему нужно либо нарисовать, либо описать словами. Важно в этой игре использовать слова незнакомые ребенку, чтобы он фантазировал, подключал воображение. Как выглядит субмодальность? Опиши электрификацию и абракадабру. И так далее. Чем сложнее слова, тем интереснее играть.

Оживляем предметы

Пусть ребенок выберет любую приглянувшуюся ему вещицу и… оживит ее. Что бы, например, рассказала нам ручка, если бы была живой? Чем бы она занялась, куда бы пошла? Пусть ребенок опишет ее голос, то, как она передвигается, ее характер. Можно даже предложить ребенку устроить спектакль, где главные роли будут исполнять ожившие чашки, ложки, ручки, карандаши и так далее.

Запоминаем

В эту игру, наверное, играли многие. Перед ребенком несколько карточек с картинками. Он запоминает их, переворачивает и называет, что изображено на каждой картинке. Постепенно увеличивайте количество карточек, и уменьшается время, за которое малыш должен запомнить картинки. С помощью карточек можно научить ребенка ассоциативному запоминанию. Так, например, ребенок выкладывает карточку, на котором изображен, например, мяч. Вы в это время говорите слово, которое никак нельзя связать с мячом, например «шкаф». Ребенок должен провести ассоциацию между этими двумя предметами, так, чтобы запомнить слово, которое вы продиктовали.

Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы выяснить, каким типом памяти он обладает. Как известно, существует три основных типа памяти: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Понятно, что ребенку с визуальным типом памяти гораздо легче запомнить предмет или информацию, если он ее увидит. Аудиалам легче запоминать на слух, а кинестетикам – на ощупь, с помощью ощущений. Если вы выявили ведущий типа памяти своего ребенка, все упражнения должны быть направлены на развитие остальных типов памяти.

Далее представленные техники, которые помогут не только развить память ребенка, но и понять, какой типа памяти является у него ведущим. Если ребенку легко удается запомнить зрительные образы, но практически не получается запоминать «на слух», то он явно относиться к визуальной группе. Используя нижеперечисленные техники, вы поможете ребенку развить те способы запоминания, которые являются слабыми на данный момент.

Логические связи

Если малышу трудно запоминать разрозненные слова или образы, научите его создавать логические связи между всеми перечисленными словами. Таким образом, по цепочке ассоциаций ребенок восстановит весь список слов, которые вы ему прочитали. Например, он может на ходу придумывать рассказ, используя продиктованные слова. Потом ему останется только вспомнить этот рассказ, и нужные слова всплывут в памяти сами собой.

Цепочки ассоциаций

Если ребенку сложно запомнить незнакомые ему слова: термины или слова иностранного происхождения, этому тоже можно помочь. Ребенку нужно запоминать не слова, а те ассоциации, которые появились у него в связи с прочитанным словом. Каждая ассоциация потянет за собой и слово, которое нужно вспомнить.

Звуковые сходства

Эта техника очень хороша для запоминания иностранных слов. Вы просто подбираете русское слово, которое звучит так же, как интересующее вас иностранное и проводите между ними ассоциативную связь. Например, нужно запомнить слово «ball» – мяч. Есть слово «боль», которое произносится, похоже. Значит, вас задели МЯЧОМ, и вы чувствуете БОЛЬ.

Ассоциации из жизненного опыта

Пусть ребенок учится проводить связь между тем или иным явлением и собственным жизненным опытом. Например, ребенку нужно запомнить текст, повествующий о морских рыбах. Напомните ему, что вы ездили на море и там ныряли с аквалангом. На дне вы видели множество красочных рыб, которые плавали неподалеку. Связывая текст с личным опытом, ребенку будет намного легче запомнить его.

Преувеличение и раскрашивание

Нужно запомнить черно-белый образ? Разукрасьте его! Если ребенку сложно запомнить образ чего-то маленького, пусть увеличит его в своем воображении. Преувеличивая и разукрашивая, делая образ ярче, ребенку гораздо легче его запомнить.

Входим в картинку

Очень хорошим способом запомнить изображение – войти в него. Пусть малыш вообразит, что стал участником картины. Тогда ему будет легче запомнить все самые мелкие детали, которые на ней изображены.

Оживляем и сопереживаем

Этот метод еще называют тактильной и обонятельной памятью. Любой образ можно представить в виде реального предмета. Можно придумать его цвет, форму, вкус, запах. Оживляя и материализуя, таким образом, незнакомые и сложные слова, их гораздо легче запомнить. Ведь правда, слово «генетика» становится проще, если представить его в виде шершавой спирали с определенным запахом и цветом?

Передозировка информации

Чтобы малыш учился запоминать мелкие детали текста или предмета, используйте больше информации, чем представлено в исходном материале. Акцент делается на мелких, неважных деталях. Таким образом, ребенок учится видеть даже самые незаметные детали.

Цифробуквенное кодирование

Ребенку изначально сложно запоминать цифры, так как они более абстрактны, чем слова и образы. Поэтому нужно «оживлять» цифры, чтобы ребенку было проще их воспринимать. Каждую цифру можно представить в виде какого либо предмета. Например, единицу можно представить в виде палки, двойку – в виде лебедя и так далее. Таким образом, чтобы вспомнить нужную цифру, ребенок будет вылавливать нужный образ из сознания, и проводить ассоциацию.

Каким методом пользоваться?

Каким образом ребенку выбирать технику запоминания в том или ином случае? Самое первое, что вы должны сделать: отработать все техники запоминания до такой степени, чтобы ни одна из них не вызывала у ребенка сложностей. Тогда каждая техника будет сама собой всплывать в сознании ребенка, если ему нужно будет что-то запомнить.

Занятия для развития памяти должны быть для ребенка игрой. Нельзя забывать о том, что рутина и обязаловка убивает заинтересованность малыша. А раз техники запоминания – это игры, то вы можете играть где и когда угодно. Даже сидя в очереди к врачу или гуляя в парке, вы можете играть с малышом в ассоциации, рисовать образы палочкой на песке и так далее. Главное, не забывайте, что дошкольник может заниматься одной деятельностью не дольше 20 минут – потом внимание рассеивается и ему нужно предлагать другое развлечение.

Запоминаем стихи

Как малышу будет легче учить стихи? Конечно с помощью создания образов и ассоциативных связей. Алгоритм таков: вы медленно читаете стих, пока ребенок с закрытыми глазами слушает и создает в сознании образы каждой строчки. Чем больше деталей и подробностей будет в образе стихотворения, тем легче ребенку будет воспроизвести текст. С помощью воображения ребенок вселяется в стихотворение и становится его действующим лицом. Потом ребенку нужно будет всего лишь описать картинку, которую он вообразил, и в сознании сразу всплывут те строки, которые он оживлял. Главное объяснить ребенку, что такое рифма и ритм и тогда малыш будет рассказывать стих, а не описывать его своими словами.

Как запомнить большой объем информации?

Если малышу нужно запомнить большой текст или сложную тему, рисуйте вместе с ним карту памяти. Рисовать на сей раз нужно не в воображении. А на простом листе бумаги, используя карандаши и ручки. В центре листа пишется основная тема текста, который нужно запомнить. Далее, от темы отходят стрелочки, которые изображают блоки текста с ключевым словом каждого блока. С помощью символов, рисунков и подписей, ребенок будет выражать свое мнение о тексте, то, что он понял в нем и то, что чувствовал, когда читал его. Позже ребенок сможет таким же образом создавать карту памяти уже у себя в мозгу, без бумаги и ручек.

Когда начинать тренировать память?

Память ребенка можно развивать уже с 10 месяцев. Например, можно попросить ребенка найти нужную игрушку, маму, указать, какой предмет пропал из ряда разложенных перед ним вещей. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задачи. Например, ребенку нужно будет на ощупь узнавать и называть предметы. С помощью таких игр будет развиваться тактильная, двигательная память и мелкая моторика рук. Еще можно играть с малышом в «Зеркало», когда ему нужно повторять ваши движения с увеличивающейся скоростью.

Кроме игр и упражнений способствовать развитию памяти малыша можно с помощью чтения книг, заучивания на память стихов. Загадки, головоломки и ребусы способствуют развитию логического и абстрактно-образного мышления, а значит и памяти. 

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    12 читателей || 4 записи

    Все, что связано с обучением и развитием ребенка — развивающие занятия, материалы, пособия, игры и игрушки, готовимся к школе, спортивные секции и дополнительные занятия. Хвалимся достижениями, делимся опытом. даем рекомендации, просим совета.

    Записи из наших сообществах

        Дочери пять лет. В этом году отдала ее на подготовку к школе. Учат буквы, цифры. Готовят руку к письму. На дом задают домашнюю работу. Вот  тут и начинается самое интересное. Дочка начинает зевать, находятся неотложные дела, накатывает нестерпимая усталость) Делает все абы как. И у меня начинают сдавать нервы. Не понимаю как заинтересовать дочку этими заданиями. Ведь процесс обучения вполне может приносить радость, а не навевать сон.

     

                                        

    Ребенок левша или правша?

    avatar , Коломна
              14    

    дочка все делает левой рукой — держит ложку, карандаш,… вообщем скорее всего левша. Ей пока 4.3, есть возможность еще научить писать правой, но нужно ли? Стоит переучивать?

    У нашего ребенка проблемы с речью. Психиатр ставит диагнозы: Расстройство экспрессивной речи, Смешанные специфические расстройства. Комиссия поставила общее недоразвитие речи 1 уровня.

    Ходим на занятие к психологу уже больше года. Изначально она говорила, что малыш не понимает, что с помощью речи можно что-то получить желанное, поэтому и не использует ее. Сейчас уже пытается использовать, но ему с трудом дается. Максимальное предложение в наши почти 4 года это «Мама/Папа иди туда». Пытаюсь заниматься с ним, постоянно какие-то игрушки для развития моторики покупаем, любит карточки Домана с

    Подготовительные курсы

    avatar , Смоленск
              10    

    Нужен совет. Есть ли смысл в подготовительных курсах.

    Работа у меня ненапряжная, времени хватает, потому со своими дочками занимаюсь сама. Старшая отлично справляется с учебой, даже в школе была «впереди», но тогда и особых подготовительных курсов не было.

    Сейчас же все эти объявления вижу постоянно. Потому и гложет мысль, что могу ребенку недодать в плане знаний, как итог — ей будет труднее в школе. В конце концов, на этих курсах работают профи, наверняка не зря родители отдают деньги. Но отсутствие индивидуального подхода тоже беспокоит.

    Вот и думаю — заниматься самой, найти репетитора


    Другие статьи по этой теме

    Подготовка к школе - Обучение дома. Как это осуществить?
    Обучение дома. Как это осуществить?

    Подготовка к школе /Отзывы (1)

    Можно ли забрать ребенка из школы по собственному желанию, для дальнейшего домашнего обучения? Возможно ли домашнее обучения для всех детей или...

    Подготовка к школе - Поиграем в школу?
    Поиграем в школу?

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Поступление в первый класс – это новая веха в жизни ребенка. Конечно же, переход на новый этап требует большой ответственности, как от самого...

    Подготовка к школе - Как подготовить к школе... родителей?
    Как подготовить к школе... родителей?

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Обычно мы говорим о том, что к первому походу в школу необходимо подготовить малыша. Но и о родителях забывать не стоит. Хотя нам и кажется, что...

    Подготовка к школе - Задержка речевого развития у дошкольников
    Задержка речевого развития у дошкольников

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Наши дети идут впереди нас. Разве кто-нибудь из сегодняшних родителей мог представить себе, что сдавать экзамены придется, поступая в первый класс....

    Подготовка к школе - Выбор будущей школы
    Выбор будущей школы

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Ваш ребенок готовится стать школьником, и вам предстоит нелегкий выбор учебного заведения. Как же не ошибиться? В этой статье вы найдете для себя...

    Подготовка к школе - Тест «Готов ли ребенок к школе»?
    Тест «Готов ли ребенок к школе»?

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной...

    Подготовка к школе - В первый раз в первый класс
    В первый раз в первый класс

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Еще вчера она криво красила губы маминой помадой и разбрасывала везде игрушки, а сегодня ходит по магазинам в поиске тетрадок, учебников, и гордо...

    Подготовка к школе - Тренируем внимание у дошкольника
    Тренируем внимание у дошкольника

    Подготовка к школе /Отзывы (0)

    Развивать память ребенка перед школой – очень важно, ведь хорошая память обеспечивает лучшее усвоение информации. Но не менее важно для хорошей...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье