Вальдорфская педагогика

Даже на сегодняшний момент знания о вальдорфской педагогике настолько неточны, что у людей до сих пор не сложилось однозначного мнения об этой методике. Для некоторых это недопустимая секта для невинных детей, для некоторых –школа для детей с отставанием в развитии. В большинстве своем, родители не имеют и малейшего представления о данной методике и о том, какую пользу она несет детям. Узнав о вальдорфской педагогике побольше, в не только поймёте ее задачи, но и узнаете, что многие методы этой педагогики вы успешно можете применять самостоятельно, находясь дома с ребёнком.

Экскурс в прошлое

История Вальдорофской педагогики насчитывает более восьмидесяти лет существования. Отцом-основателем этой школы считается философ немецкого происхождения Рудольф Штайнер. В начале двадцатого века Штайнер открывает школу, в которой должны были учиться дети работников табачной фабрики. Однако методы обучения Штайнера так заинтересовали общественность, что к нему стекались детишки не только простых рабочих, но и всех социальных слоев населения. Объяснялся такой успех школы Штайнера личностно-ориентированным подходом. Штайнер учил смотреть в душу ребенка, а не на его социальное положение в обществе.

Рудольф Штайнер будучи философом, тем не менее создал новую по тем временам педагогическую концепцию. Он был одним из первых, кто утверждал, что детство – самое интересное время для развития человека. Именно за периодом детства Штайнер рекомендовал следить наиболее тщательно и помогать ребенку делать правильный выбор в своем становлении как личности. Методы в его педагогике были приближены к практике и не носили теоретический характер, он не использовал каких-то особых приемов для обучения детей, он просто жил вместе с ними и помогал им найти свой путь в этой жизни.

А судьи кто?

Все прекрасно знают, что ребенок практически полностью копирует поведение своих родителей, вне зависимости от того, что они ему говорят. То есть если папа будет курить и в тоже время рассказывать сыну о вреде курения, то сын вряд ли послушает увещевания отца, ведь папа подает пример собственными действиями.

Именно об этом влиянии родителей на поведение детей иговорит нам Вальдорфская педагогика. Мы воспитываем детей не словами, а поступками – утверждал Штайнер. Наблюдая за всеми периодами жизни человека, он пришел к выводу, что с рождения и до семи лет ребенок полностью подражает всему тому, что видит в своем окружении. Потом эти привычки закрепляются и от них практически невозможно избавиться.

Подражая родителям, ребенок развивается в положительную или отрицательную сторону. Однако именно подражая, ребенок учится ходить и говорить, играть и тому подобное. То есть мы видим, что действительно родители – основной пример для ребенка и именно от них зависит, как он будет себя вести через несколько лет.

В доказательство этой теории можно вспомнить так называемых «Маугли» – детей, которые в младенчестве попали в звериную стаю и воспитывались теми или иными животными. За первые семь лет жизни ребенок полностью усваивает повадки животных, ставших для него семьей. Впоследствии ребенок может научиться ходить на двух ногах и правильно держать в руках вилку, однако никогда это уже не будет для него естественным. То же касается и детей, родившихся у глухонемых родителей. Даже если с физиологической точки зрения они абсолютно здоровы, эти дети никогда не заговорят, потому что никогда не слышали человеческой речи рядом с собой.

Вспомните, как точно и правдиво девочка изображает, как она болтает по телефону с подружкой? Все жесты и мимика абсолютно взрослые. Если вы увидите, как мама девочки разговаривает по телефону, вы поймете, откуда ребенок взял все манеры и жесты. Дети очень быстро улавливают особенности родительской жестикуляции и, играя во «взрослых» копируют именно своих родителей.

Значит, как же мы сможем требовать от ребенка порядка в комнате, если сами разбрасываем вещи на стулья и пол? И что же удивительного в ребенке, который начал употреблять спиртное с десяти лет, если он вырос в семье, где алкоголь – это абсолютно нормальное явление?

Именно исходя из этой теории, педагоги вальдорфской школы сделали вывод, что воспитывая ребенка, следует в первую очередь заняться своим воспитанием. Пытаясь сделать из ребенка идеал, посмотрите, похожи ли вы на этот идеал?

Не требуйте от ребенка того, чего не делаете сами, помните, что ребенок не только слышит то, что вы ему говорите, но и видит, что вы делаете. И поверьте, он в первую очередь будет следовать второму примеру – вашим действиям.

Во всем нужен ритм

Прислушиваетесь ли вы к собственному дыханию? Замечаете ли свою собственную ритмику, ритм, с которым вы дышите и живете? У каждого живого организма существует свой ритм. Ритм сердцебиения, дыхания, сна и работы. Мы сами постепенно формируем ритм, комфортный лично для нас. Но когда ребенок рождается, у него еще нет собственного ритма жизни. И ему необходимо его сформировать.

Сейчас большую популярность возымели группы развития для дошкольников, где ребенка обещают обучить программе пятого класса за один года. Родители стремятся к тому, чтобы к пяти годам малыш умел не только писать и читать на родном языке, но и без проблем изъяснялся на иностранном, умел считать, делить, умножать и решать сложные математические задачи. Во всем этом родители теряют тот ритм, который необходим ребенку. Режим нагрузки расслабления забывается и отметается напрочь, ведь ребенку так необходимы дополнительные уроки английского языка.

И вот, от перегрузки информацией ребенок меняется. Он начинает хуже спать, становится капризным, ухудшается его самочувствие. Почему же так происходит? Потому что родители выбрали слишком быстрый темп жизни для маленького ребенка.

Один день в вальдорфском саду

Вальдорфская же педагогика старается соблюдать закон всеобщей ритмики. Это становится ясно сразу же, как только мы анализируем структуру занятия в вальдорфском детском саду. Вся работа построена на последовательности напряженной работы и расслабления.

Когда ребенок заходит в группу, воспитательница здоровается с ним за руку, потом вся группа приветствует друг друга. С общим приветствием малыш осознает, что сейчас начнется занятие и пора сконцентрироваться.

Далее следует свободная игра, с помощью которой дети самовыражаются и примеряют на себя всевозможные социальные роли. В то время как дети заняты игрой, воспитатели не сидят без дела, а занимаются рукоделием: шьют игрушки, вышивают, вяжут. Если ребенок хочет, он может присоединиться ко взрослым и поучиться рукоделию. Воспитатели не заставляют детей играть или присоединиться к более взрослому занятию, они всего лишь предоставляют ребёнку выбор, а чем заниматься – решает ребенок. С этого и начинает «пример действием»: воспитатели не рассказывают, как интересно шить или вышивать, а сами показывают, как им нравится это делать.

Вспомните, что происходило с комнатой, в которой играл ребенок после завершения игры? Не правда ли, заставить его убрать все игрушки на место порой становилось невыполнимой задачей? А вот в вальдорфском садике все совсем не так. Знаете в чем секрет? Воспитательница просто подает личный пример.

После окончания игры, воспитатель начинает собирать игрушки, напевая песенку и подчеркивая, что уборка не требует от нее особых усилий. Дети, видя это, начинают подражать воспитателю и помогать ей с уборкой. Таким образом в спокойной атмосфере игровая комната приводится в порядок, а дети приучаются к порядку, видя перед собой пример воспитателя.

Познакомившись с данным правилом вальдорфской педагогики, любой родитель может применять его на практике дома. У каждой игрушки должно быть определенное место, куда вы с малышом и будете убирать еепосле игры. Вы с малышом должны точно знать, где находится та или иная игрушка – так уборка будет проходить в разы легче.

Но вернемся к занятию в садике.

После свободной игры и уборки, начинается музыкальная или танцевальная игра. Тут уже дети не сами по себе – ими руководит воспитатель. Он поет песни или танцует, рассказывая детям о природе, смене времен года, погодных явлениях и так далее. Наблюдая и повторяя движения за педагогом, дети должны быть сосредоточены и внимательны – это и есть период напряжения в рабочем цикле.

После напряженной работы идет расслабление. Теперь уже дети играют друг с другом на свежем воздухе.

После прогулки, как и в большинстве детских садов – обед. Однако в этом детском саду дети не сидят отдельно от взрослых, а взрослые не ходят как жандармы вокруг детей, заставляя их все доесть. Дети вместе с воспитателями садятся за общий деревянный стол и едят блюда, которые даже могут приготовить вместе со взрослыми заранее.

После обеда детки укладываются спать, а потом их ждет урок изобразительного искусства – они будут лепить из воска или рисовать.

Детский праздник жизни

Как и работа должна сменяться отдыхом, так и будние дни должны сменяться праздниками. Но забудьте об опостылевших утренниках, когда родители по ночам готовят детям костюмы, а дети разучивают неинтересные стишки, песенки и танцы. В праздниках вальдорфских садиков участвуют все – от мала до велика. Здесь нет зрителей и актеров – все просто радуются жизни и веселятся от души. Зачастую в таких садиках делается ударение на народные традиции.

Поэтому праздники не ограничиваются новым годом и восьмым марта. На праздник Урожая и дети, и взрослые все вместе пекут пироги, а потом, ближе к вечеру, вооружившись красивыми разноцветными фонарями, дети с родителями идут искать клад гномов.

Масленицу отмечают на природе, где предусмотрено огромное количество развлечений, как для детей, так и для взрослых. Так что детские праздники сложно назвать исключительно детскими – ведь родителям также хорошо и радостно, как и их детям. Нагруженные проблемами с работой и семейными неурядицами, родители могут почувствовать себя беззаботными детьми и насладиться настоящим праздником души.

Вальдорфские садики оказывают влияние не только на детей, но и на родителей. Предлагая и взрослым и серьезным мамам и папам присоединиться к творчеству и подготовить самодельные игрушки-подарки к празднику, сады способствуют развитию талантов и у взрослых уже людей и собственным примером влияют на их жизни. Возможно рукоделие станет любимым занятием и настоящей отдушиной для мамы, бегающая как белка в колесе.

Поздно лучше, чем никогда?

Как вы заметили из анализа обычного дня в вальдорфском детскому саду, тут не уделяется особое внимание развитию чтения и письма. А как же раннее развитие, спросите вы. Действительно, в этом детском саду не существует специальных занятий чтения и письма. Педагоги не ставят себе задачу научить ребенка таблице умножения в три года. Однако, они ставят задачу подготовить ребенка к обучению всему этому с помощью развития мышления, мелкой моторики рук. На занятиях детей учат творческому подходу, практической деятельности и самостоятельности.

Способствуя развитию логического мышления, педагоги дают детям возможность экспериментировать с предметами, самостоятельно изучать их качества и особенности.

Например, как в обычном саду учат детей классифицировать предметы по группам? Ребенку даются одинаковые картонные карточки, на которых нарисованы различные предметы. Это могут быть животные и птицы или различные геометрические формы. Ребёнок же должен разделить их по группам. Но таким образом малыш все равно не узнает, что собой представляет нарисованный на карточке жираф или попугай.

Что же делают в вальдорфском саду? Давайте вспомним, как после игры детки убирают игрушки? У каждой игрушки свое место. Деревянные кубики мы складываем в одну коробку, а мячики и шарики – в мешочек и так далее. Чем не обучение, причем на практике? Причем такое обучение комплексно, ведь ребенка учат не только классифицировать предметы, но и самостоятельно убирать их на место.

Больше всего работа педагогов вальдорфских детских садов нацелена на творческую деятельность. Но дети не рисуют то, что им скажет воспитатель, а стараются выразить что-то свое в красках или глине.

Итак, можно сделать вывод, что Вальдорфская педагогика нацелена на индивидуальное развитие личности каждого ребенка, раскрытие его потенциала и развитие веры в свои силы.

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Детский сад - ЧАВО о детском саде
    ЧАВО о детском саде

    Детский сад /Отзывы (0)

    Детский сад - это ответственный момент в жизни ребенка. Именно здесь он встречается с первым своим коллективом, с которым надо дружить, с первым...

    Детский сад - Воспитатели и родители
    Воспитатели и родители

    Детский сад /Отзывы (0)

    Обычно, выбирая садик, родители обращают внимание на статус садика, на его внешнее и внутренне оформление, на программу занятий и на директора....

    Детский сад - Домашний детский сад: условия организации
    Домашний детский сад: условия организации

    Детский сад /Отзывы (0)

    Для инициативных родителей, не имеющих путевки в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, домашний детский сад (ДДС) становится такой...

    Детский сад - Дружба бывает рассыпчатая, а бывает и редкая
    Дружба бывает рассыпчатая, а бывает и редкая

    Детский сад /Отзывы (0)

    Мы возвращались с дочкой из детского сада. Ее как всегда потянуло на откровения. «Друзья у меня какие-то, – она задумалась, подбирая слово, –...

    Детский сад - Новогодний праздник в детском саду
    Новогодний праздник в детском саду

    Детский сад /Отзывы (0)

    Все мы были детьми, и для всех нас Новый год остается самым волшебным и сказочным праздником из всех. Все мы помним, как водили хороводы у елки и с...

    Детский сад - Что подарить на выпускной утренник в детском саду?
    Что подарить на выпускной утренник в детском саду?

    Детский сад /Отзывы (2)

    Приближается последний утренник в детском саду. Выпускной. Родительские комитеты ломают голову над тем, что подарить детям, стоящим на пороге...

    Детский сад - Ребенок отказывается идти в детский сад
    Ребенок отказывается идти в детский сад

    Детский сад /Отзывы (1)

    «Не хочу в са-а-д-и-и-к! Не пойду-у-у-у!». Эти проникновенные слова, исполненные на выворачивающей душу ноте, предназначены вам ежеутренне. Бывает,...

    Детский сад - Льготы в детский сад: на очередь, на оплату. Кто имеет право и как оформить?
    Льготы в детский сад: на очередь, на оплату. Кто имеет право и как оформить?

    Детский сад /Отзывы (0)

    Кто пользуется преимуществом на этапе поступления в детсад - категории льготников, порядок оформления. Льготы на оплату детского сада, оформление...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье