У ребенка не получается играть с детьми. Что делать?

Иногда малыш, такой ласковый и дружелюбный дома, ведет себя с ровесниками грубо и агрессивно. В чем причина такого поведения и как научить его играть с другими детьми?

Вопрос читательницы

Мой сын никак не может научиться играть с другими детьми. Ему три года и шесть месяцев. Когда мы приходим на детскую площадку, едва Денис увидит детей, он срывается с места и бросается к ним. Не проходит и  нескольких минут как слышится детский плач, появляются слезы. Денис у кого-то что-то отнимает, кого-то толкает, вмешивается в чью-то игру, не дожидаясь согласия играющих. В ответ на несогласие участников игры принять его, разрушает то, что они построили. Протесты и слезы обиженных им детей его не занимают, но, поскольку его присутствие на площадке становится невыносимым, я пытаюсь остановить его и увести. В ответ он закатывает такую истерику, что вскоре на площадке не остается никого, кроме нас. Из-за чего это происходит? Такое поведение появилось у него месяца три назад. Раньше, лет до двух с половиной это был чудо-ребенок. Я не знаю, что делать, как себя вести при этих скандалах. Во всех этих историях мы с ним – виноватая сторона, я понимаю, но нас пожалеть некому.

Совет психолога

Не дожидайтесь кульминации скандала. Ребенка надо уводить с площадки, не доводя до того, что остальные разбегутся кто куда. Попробуйте другие места, где детей меньше. Начните с простого – игры втроем – вы, ваш сын и еще какой-нибудь ребенок. Постарайтесь не руководить игрой, а встроиться в игру в качестве партнера.

Ребенок в три года еще не может сознательно избегать конфликтов во взаимодействии другими детьми, особенно равными ему по возрасту. Причина в том, что до этого он играл больше со взрослыми, а они играли «понарошку», поддаваясь ему. Игра со сверстниками – совсем другое дело. Это и учеба и реальные «боевые» столкновения, в которых ребенок на деле учится отстаивать свои интересы, в столкновениях с интересами партнеров по игре.

Это опыт, а опыт, как известно, бесплатным не бывает. Будут конфликты, будут синяки. И взрослые, вмешиваясь в эти процессы, не помогают детям в обретении социальных навыков, а скорее наоборот.

Скорее всего, всем, кто присутствовал на детских площадках, приходилось быть свидетелем того, как взрослые руководят происходящими там процессами, пуская в ход команды типа: «Оставь его в покое, что ты сам не можешь играть?», «Так! Ну-ка, поменяйтесь игрушками, и играйте спокойно!», «Чего ты ревешь, обидели? Дай сдачи!», «Это чужая машинка, поставь ее на место и сначала попроси, скажи: можно взять ее?» и т.д.

На улице действует простой закон: кто сильнее – тот прав. Но правильно ли обучать этому своего ребенка?

Тональность таких замечаний, как правило, самая безапелляционная. Вмешиваясь в ситуацию, взрослые считают, что подобные замечания помогают быстрому разрешению возникающих конфликтов, не задумываясь над тем, что произойдет, если дети начнут их копировать. А у детей по-другому и не бывает. Вскоре тем же безапелляционным тоном один говорит другому: «На, возьми мою машинку», и берет его лопатку с ведерком, или толкает прошедшего мимо и случайно смахнувшего построенный им домик. Его обидели – он дал сдачи. Конфликты так не решаются. Мирное сосуществование начинается с готовности помочь другому в беде, встречной доброжелательности.

Взрослые, находящиеся на площадке, в таких случаях создают у детей уверенность в правильности командного стиля поведения. Возможность поиска компромисса даже не приходит им в голову. Надо полагать, на детскую площадку переносятся приемы решения проблем, испытанные дома. Такая логика объясняет истерику не взрывом накопившихся эмоций, а проверенной на домашних взрослых демонстрацией протестных возможностей.

Дети, которым не довелось ходить в детский сад, лишены опыта естественного общения со сверстниками. Взрослым необходимо, играя с ними, подавать примеры коммуникативных приемов. Альтернативой игрового обучения может стать вариант освоения социальных навыков, сохранившийся в памяти сегодняшних пап и мам. Тогда игровую площадку заменяла среда, все разнообразие которой умещается в термин «улица». Там действовал хорошо известный из классики закон: прав тот, кто сильнее. Обучение в этой среде, как известно, проходит быстро, навыки поиска компромиссов усваиваются прочно.

Итак, приведя ребенка на детскую площадку, взрослый человек в подсознании которого сохранилась школа «улицы» рассчитывает на то, что его домашнее чадо получит свой опыт социализации, играя там с другими детьми. Родителями движут благие намерения и им надо помнить: вы не хотите, чтобы этот опыт оказался негативным, но он и позитивным-то не бывает. Опыт – это просто опыт. Другое дело, ребенок будет получать его из негативного отношения к себе. Родительская задача – помочь ребенку в усвоении конфликтов как опыта, разъясняя, что откуда берется. Бывают случаи, требующие экстренного вмешательства, но это только в случаях угрозы жизни или здоровью ребенка. Во всех остальных случаях естественные процессы помогут формированию опыта.

Вмешиваясь в процессы, происходящие на детской площадке, помните: дошколята учатся, подражая взрослым, слушать и понимать им еще рано.

Что в итоге?

«Командное» вмешательство, абсолютно неэффективно, и даже вредно, с педагогической точки зрения. Конфликт с другими детьми на площадке, в результате вмешательства родителей не переходит в опыт общения, и, следовательно, повторяется. Копятся обиды и огорчения, понимания того, что надо делать, чтобы их уменьшить не возникает.

А ведь это только начало жизни. Сколько еще будет конфликтов, протестов? Любите своих детей, жалейте их, но помните делать это надо разумно.

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    19 читателей || 10 записей

    Тема для общения на форуме воспитание в 3-6 — психологические проблемы, трудности общения, ребенок не слушается, сложности в социализации со сверстниками, травмы в садике, замкнутые и гиперактивные дети. Как вы справляетесь со сложными ситуациями? Что можете посоветовать другим? Просим совета и делимся опытом.

    Записи из наших сообществах

    Моему сыну уже 5 лет. Он старается быть самостоятельным во всем: уже сам одевается, помогает мне по хозяйству, старается уже с детских лет быть моей надеждой и опорой. При выборе игрушек или одежды я часто прислушиваюсь к его выбору и чаще всего мы осуществляем покупки таким образом. Фраза «я сам» из уст сына звучит довольно часто. Большинство считают, что дети должны слушаться родителей. У нас в общем-то гармоничные отношение. Правильно ли я делаю, что даю возможность ему самому делать выбор

    Моей неугомонной племяннице почти 5 лет. Она с рождения у нас очень эмоциональная, крикливая, обидчивая, бегучая. Нисколечко на месте не сидит и не молчит. Родители решили сводить ее к детскому психологу. Нужна ли эта консультация? Как по мне, так ребенок нормальный, только гиперактивный. А у психолога девочка может получить стресс. Жалко ее

    девочки привет. помогите советом. мой сын с рождения был идеальным ребенком, ел, спал, играл. истерик не было, мальчик послушный, с рождения его везде с собой таскала, была спокойна и уверена что не случится казусов никаких. сейчас сыну 5 лет, и стал такой характер проявлять, в садике жалуются через день, да и нас родителей слушается через раз, говоришь что нельзя, а ему нужно сделать по своему, чаще напакостить, навредить младшему брату. ребенок не обделен ни любовью, ни вниманием, знакомые говорят сами избаловали, а я не знаю что делать, впереди школа и уже переживаю. скажите, может у кого так

    Ребенок не слушается. Что делать?

    avatar , Тюмень
              5    

    Всем доброе время суток!

    У меня есть дочь, ей с 3 половиной года. Ходим в садик. Последнее время я не могу с ней справиться. Она меня совершенно не слушается. Если я говорю ей собрать игрушки с пола, то она не реагирует. Если я  говорю ей, что пора спать, она не реагирует. Похожих ситуаций тысячи. Она либо не реагирует, либо говорит: «Не хочу», либо начинает устраивать мне истерики. Это выводит меня из себя. Иногда мои нервы не выдерживают и я ставлю её в угол. 

    Опытные мамочки, помогите мне советом. Что делать

    Ребенок пришел с детдкого сада с новой игрушкой, сказав что ему ее подарил друг. Спустя некоторое время ко мне подошла воспитательница из другой группу и начала интерисоваться где, за сколько мы купили эту игрушку. Конечно, меня это смутило и прийдя домой устроила ребенку мини допрос. Как оказалось, игрушку он нашел во дворе детского сада и забрал себе. На следующий день вместо того чтобы вернуть игрушку хозяину, ребенок отдал ее другому мальчику. Я не ожидала такого от своего ребенка, так как он никогда раньше не брал чужие вещи без спроса и тем более не врал родителям. Мальчику 6 лет, в этом

    Почему дети ведут себя хуже, когда мама рядом?

    avatar , Воронеж
              5    

    Почему дети ведут себя адекватно в саду, с няней или в школе, но, как только видят маму, падают на пол в истерике?

    Причин тому может быть несколько. Одна, — не утешительная для мам, — они сами эти капризы провоцируют, начиная ребенка уговаривать, или обещая что-то купить, чтобы истерики не повторялись. В результате это только усиливает недовольство и деструктивное поведение, приводит к агрессии со стороны ребенка.

    Но есть и другая причина. Дети ведут себя хуже с мамами, потому что именно с ними они чувствуют себя в безопасности. Мама — это человек, к которому они могут

    дочь огрызается и дерзит

    Г
    , Иваново
              8    

    Старшая дочка 6 лет. Девочка вроде воспитанная, знает — что хорошо, что плохо. Если слышу от нее какое-то сомнительное слово — прошу так не говорить, всегда слушается и больше не повторяет. В последнее время стала обрехиваться, когда что-то не разрешаю или «читаю нотацию» — начинает меня передразнивать, или что-то дерзкое в ответ, несколько раз слышала себе в спину шепот «тупица»!!! 

    Не знаю как реагировать и как это пресечь!!! пробовала отстраняться от нее: «мне не приятно такое общение, и я сейчас не готова с тобой общаться». Подходит просит прощения, на следующий день все тоже самое

    Когда выхожу с ребенком гулять, стараюсь дальше двора не выходить. Причина проста — он останавливаться возле каждого лотка и начинает канючить, чтобы ему купили игрушку. Лишь бы что, только купили. Как правило, играемся только по дороге домой. Да и игрушки в таких лотках продают в основном китайского производства, одним словом одноразовые. Тоже самое происходит в супермаркетах, когда с ребенком идем туда за продуктами. Начинаются истерики и, как результат, покупаем кучу ненужных игрушек, которые доброго слова не стоят. В последствии, они выбрасываются, как невостребованные. Как от этого

    Принц несмеяна

    avatar , Сосновый Бор
              8    

    Мамочки, помогите разобраться с моим сыном! Дело в том что младший очень полюбил манеру поведения «не хочу, не буду». Он конечно избалованный, старшим детям 13 и 11, а ему всего 3 и ему многое прощается и всё такое, но без перегибов! Просто много народу и если один отругал, всегда есть другой, который утешит. И вот иногда с ним просто невозможно общаться! Всё ему не так, и всё не то. Пойдем гулять, так придирается что гуляем не там, а придем куда хочет, гундит что пошли обратно или вообще «туда, не знаю куда». Спросить ничего нельзя, ответ будет всегда «нет». Или садится попой на асфальт и «он

    Как научить ребенка отказывать?

    А
    , Пенза
              7    

    Дочка перешла в садике в старшую группу. Спустя недели 3 начала активно брать с собой игрушки и дарить их другим детям из группы. Она и раньше брала с собой в садик что-нибудь, но никогда ничего не дарила. А тут — каждый день, и игрушки хорошие — есть и дорогие, недавно купленные, которые мне самой жалко.

    Сначала я была не против — твои игрушки — распоряжайся как хочешь, главное — чтобы сама не пожалела потом. Затем я сама напряглась, стала с ней разговарить, и выяснилось, что она просто не может отказать, когда ее начинают просить подарить ((( Прочитала лекцию, о том как важно научиться


    Другие статьи по этой теме

    Воспитание и психология - Ребенок-имитатор
    Ребенок-имитатор

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Он чистит ковер гудящим пылесосом, надевает потихоньку папины ботинки, искусно изображает разговор по телефону… Ребенок подражает взрослым играючи...

    Воспитание и психология - Детские фантазии
    Детские фантазии

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Все дети любят мечтать и фантазировать. Иногда это расстраивает родителей, ведь часто кажется, что ребенок специально вводит в заблуждение. Как же...

    Воспитание и психология - И тебе не стыдно?
    И тебе не стыдно?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Очень часто, произнося в адрес своих малышей 4-6 лет такие слова как: «Имей же ты, наконец, совесть!», «Не надо шуметь!» или «Не трогай кошку!»,...

    Воспитание и психология - Агрессия: повод для беспокойства
    Агрессия: повод для беспокойства

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Довольно частое и неприятное явление, которое беспокоит не только родителей, но и воспитателей и психологов, это агрессивное поведение детей...

    Воспитание и психология - Никому ни о чем не жу-жу
    Никому ни о чем не жу-жу

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Неудобно поговорить с ребенком о сексе? Можете не говорить. Но он (она) все равно об ЭТОМ узнает. Вопрос в том, о том, что лучше, когда основы...

    Воспитание и психология - 10 запретных фраз при воспитании ребенка
    10 запретных фраз при воспитании ребенка

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Есть две области, в которых многие считают себя специалистами, несмотря на отсутствие образования: медицина и психология. А вот попробуйте починить...

    Воспитание и психология - Внутренняя картина агрессии у ребенка
    Внутренняя картина агрессии у ребенка

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Только появившись на свет, ребенок может лишь двумя способами прореагировать ту или иную ситуацию – показать удовлетворение, когда ему тепло,...

    Воспитание и психология - Дружеские отношения с отцом
    Дружеские отношения с отцом

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Отец имеет огромное значение для формирования ребенка с момента рождения. Не все мужчины ощущают отцовские чувства сразу, лучшее, что может сделать...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье