Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам – это раннее обучение чтению.

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем  не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки, есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет. Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения – японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом. Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители – монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются  те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7–8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12–15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков, да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения. Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста – это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5–6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей.  Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик – реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития – это десоциализация ребенка. Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет – это период, когда основная деятельность ребенка – это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь  у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе – его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте – это игра. Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже – когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение, образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе – его желание и заинтересованность. Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

 

Полезные сервисы


Подробный календарь прививок
для вашего ребенка

Нормы роста и веса детей
калькулятор и таблицы норм набора роста и веса детей
Мне нравится 0

Комментарии (2)

  • Елена ,  Челябинск  | 03 Апреля 2012 07:50

    Не понравилась мысль, что раннее развитие — это модно. Столькие родители с пелёнок обучают ребёнка потому, что это эффективно! Как написано на сайте «Умницы», научиться читать в год легче, чем в два, а в два легче, чем в три! :)

    Закрыть [x]

  • Юлия  | 03 Апреля 2012 16:29

    Но в 6 лет ребенок все равно научится читать, а до этого — я сомневаюсь, что он осилит несколько многотомных романов… )

    Закрыть [x]

Оставьте комментарий

Ник*
E-mail*
Город (желательно)
Сообщение*

Сообщества женщин в нашем клубе

avatar
16 читателей || 4 записи

Общение на форуме посвящено подготовке к школе. А также, все, что связано с обучением и развитием ребенка в 3-6 лет — развивающие занятия, материалы, пособия, игры и игрушки, спортивные секции и дополнительные занятия. Хвалимся достижениями, делимся опытом, даем рекомендации, просим совета.

Записи из наших сообществах

    Дочери пять лет. В этом году отдала ее на подготовку к школе. Учат буквы, цифры. Готовят руку к письму. На дом задают домашнюю работу. Вот  тут и начинается самое интересное. Дочка начинает зевать, находятся неотложные дела, накатывает нестерпимая усталость) Делает все абы как. И у меня начинают сдавать нервы. Не понимаю как заинтересовать дочку этими заданиями. Ведь процесс обучения вполне может приносить радость, а не навевать сон.

 

                                    

Ребенок левша или правша?

avatar , Коломна
          14    

дочка все делает левой рукой — держит ложку, карандаш,… вообщем скорее всего левша. Ей пока 4.3, есть возможность еще научить писать правой, но нужно ли? Стоит переучивать?

У нашего ребенка проблемы с речью. Психиатр ставит диагнозы: Расстройство экспрессивной речи, Смешанные специфические расстройства. Комиссия поставила общее недоразвитие речи 1 уровня.

Ходим на занятие к психологу уже больше года. Изначально она говорила, что малыш не понимает, что с помощью речи можно что-то получить желанное, поэтому и не использует ее. Сейчас уже пытается использовать, но ему с трудом дается. Максимальное предложение в наши почти 4 года это «Мама/Папа иди туда». Пытаюсь заниматься с ним, постоянно какие-то игрушки для развития моторики покупаем, любит карточки Домана с

Подготовительные курсы

avatar , Смоленск
          10    

Нужен совет. Есть ли смысл в подготовительных курсах.

Работа у меня ненапряжная, времени хватает, потому со своими дочками занимаюсь сама. Старшая отлично справляется с учебой, даже в школе была «впереди», но тогда и особых подготовительных курсов не было.

Сейчас же все эти объявления вижу постоянно. Потому и гложет мысль, что могу ребенку недодать в плане знаний, как итог — ей будет труднее в школе. В конце концов, на этих курсах работают профи, наверняка не зря родители отдают деньги. Но отсутствие индивидуального подхода тоже беспокоит.

Вот и думаю — заниматься самой, найти репетитора


Другие статьи по этой теме

Развитие и обучение - Как помочь детям дошкольного возраста развить музыкальные способности?
Как помочь детям дошкольного возраста развить музыкальные способности?

Развитие и обучение /Отзывы (0)

Надо ли развивать у детей способности к музыке – вопрос риторический. Развивать нужно любые творческие способности. В этой статье я постараюсь...

Развитие и обучение - Познаём естественные науки играючи
Познаём естественные науки играючи

Развитие и обучение /Отзывы (0)

Естественные науки можно начинать осваивать даже в самом раннем возрасте. Секрет лишь в том, что понять окружающий мир можно проводя занимательные...

Развитие и обучение - Одаренный ребенок
Одаренный ребенок

Развитие и обучение /Отзывы (0)

Когда в семье рождается малыш это, пожалуй, самое яркое событие в жизни каждого человека. А если этот малыш в процессе роста проявляет...

Развитие и обучение - Надо ли торопиться с обучением ребенка?
Надо ли торопиться с обучением ребенка?

Развитие и обучение /Отзывы (0)

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции,...

Развитие и обучение - Тест: ребенок рисует дерево
Тест: ребенок рисует дерево

Развитие и обучение /Отзывы (0)

Не найти такого малыша, которому не нравилось бы рисовать, создавать элементарные и замысловатые творения, используя разноцветные карандаши,...

Развитие и обучение - Детские игры или выбор роли?
Детские игры или выбор роли?

Развитие и обучение /Отзывы (0)

В воспитании ребенка семья имеет неоценимое значение. Маленький человечек учится добру, отзывчивости, человечности, умению общаться с окружающими...

Развитие и обучение - Прививаем ребенку любовь к книгам
Прививаем ребенку любовь к книгам

Развитие и обучение /Отзывы (1)

Сейчас, когда страсть к раннему развитию так велика, а уровень читающего населения так низок, читающий книжку малыш, вызывает у всех восторг и...

Развитие и обучение - Как мы с ребенком изучали цвета
Как мы с ребенком изучали цвета

Развитие и обучение /Отзывы (0)

Когда я пришел, как всегда, после работы забрать сынишку из сада, меня ждал сюрприз: «Вам надо выучить цвета!» – воспитательница была категорична....

Главная страница

Планирование беременности

Беременность

Роды

Груднички

Дети

Здоровье