Неврозы берут начало в школе?

Признаки осени – это не только опадающие желтые листья, серые дожди, но и начало учебного года. Мамочки ведут своих драгоценных детишек в первый класс и очень волнуются и нервничают.

Пришла осень, природа замирает, только желтые листья кружат, а беспокойные мамы начинают звонить всем подряд, в частности и мне.

Все беседы протекают в следующем ключе:

На 1 сентября «Мы первоклассники! Как тебе наши фотографии? Классно, да?»

Спустя небольшое время: «Ой, что-то мне учительница не нравится, она…»

Еще через несколько недель: «Просто ужас! У нас нервоз! Ах, эта школа! Что нам делать?»

Когда вы услышите такое раз, другой, пятый, то, несомненно, сами полезете на стену. И мне пришла идея – разобраться, что творится с мамами и их детьми.

Школа и семья

Стоит отметить, что школьный нервоз не поддается конкретному определению. Под это понятие попадают все неприятности, которые появились у ребенка, оказавшегося в новой непривычной ситуации. Школьный нервоз часто называют школьной дезадаптацией. Ее признаками являются уменьшение работоспособности при обучении, нарушение способности воспринимать новый материал, но связано это не с проблемами мышления и памятью ребенка, а с противостоянием требований учителей и новых условий с желаниями, ожиданиями самого школьника и его родителей.

В чем нуждаются школьники и их родители?

Можно говорить умные слова, цитируя детских психологов, о физиологических потребностях, «зоне ближайшего развития», но все гораздо проще. Ребенок, когда его спрашиваешь, что тот хочет, отвечает, что хочет похвалы, а также чтобы было не скучно. Основной процент родителей же хочет, чтобы их чадо было самым лучшим, а когда ребенок становится таковым, хорошо успевает в школе, его хвалит учитель, то мамы уже хотят, чтобы это знали абсолютно все. Эти потребности кажутся на первый взгляд совершенно безобидными, и ничего в принципе не мешает их реализации. Остается лишь вопрос: как они совпадают с целями и задачами учителя?

Учитель начальных классов стремится к тому, что знаменитый философ и социолог, исследующий дисциплину, Мишель Фуко называл «послушные тела».

Три первые года школы учитель, казалось бы, должен научить ребенка всего лишь читать не по слогам, писать понятно и мало-мальски грамотно, считать, выполняя несложные арифметические действия. При должном усердии таких результатов можно достигнуть и за несколько месяцев или полугодие. Чем же занимается учитель остальное время? Неужели оно расходуется зря?

Первое, что должно быть привито учителем юным школьникам – дисциплина.

Первые ассоциации с этим словом: казарменный строй,  удар указкой по рукам за любую провинность и прочие не очень приятные вещи.

По стойке смирно!

Конечно, в школе такие методы не используют, и родителям можно выдохнуть. Приучение к дисциплине не всегда проходит приятно, особенно для детей, впервые с ней столкнувшейся, но этот процесс необходим.

Учеба в школе, затем учеба в техникуме или ВУЗе, а далее и работа подразумевает под собой некую синхронизацию действий. В коллективе без нее не обойтись. Например, Сережа решает задачки быстрее всех, он должен научиться ждать всех остальных ребят. А вот Ваня решает их очень медленно, он должен научиться не отставать. Каждому человеку, а тем более ребенку, выпадение из рамок средней статистики может принести существенный душевный дискомфорт. Сережа, всех обгоняющий, ожидая остальных, будет скучать или развлекаться чем-то посторонним, выбиваясь из учебного процесса. Ваня будет же чувствовать себя ущербно, считая себя неудачником, и этот ярлык может закрепиться в его сознании практически на всю жизнь.

С талантливостью этих мальчиков в общей реальности факт несоответствия среднестатистическому ребенку при решении задач никак не связан. Оба будут получать замечания. Один, что вертится, закончив задание, другой – всех задерживает.

Для обучения первоклассников не принята система выставления обычных оценок от двойки до пятерки (единицы и вовсе не приняты). Их заменяют всевозможные звезды, треугольники, квадраты, сдобренные раздраженным или добрым взглядом учителя. Учителя порой блещут и своей креативностью, к примеру, одна из учительниц придумала ставить вишенки за оценку пять, а за двойку – гуся. Однажды мама сынишки была очень удивлена: открыла тетрадь по математике, а там нарисованы гусиные лапы, ребенок даже на гуся не справился.

Дисциплину прививают не только уму, но и телу ребенка, приучая его к дисциплине пространственной. Младшие школьники очень подвижны, учителю необходимо приучить каждого сидеть за партой ровно на протяжении всего урока, смотреть туда, куда нужно в данный момент, говорить только с разрешения или когда спрашивают. Школьные парты, как правило, разделены на два учащихся, это дополнительно стимулирует ребенка к дисциплине, сложно усидеть весь урок, еще и не залезая на чужую половину.

Дисциплина необходима и во время перемены и поведения в школе в целом. Детей учат, что нельзя в помещении громко кричать, нужно тщательно планировать время, чтобы не только успеть свои дела, но и отдохнуть от занятия, следить за своими вещами, чтобы не забыть их нигде и тем более потерять.

Так и происходит процесс превращения в «послушные тела» (Мишель Фуко). Как видим, это звучит устрашающе, но только пока не разберешься, что это такое. Дисциплина необходима во всем. Когда малыш приходит в первый класс он может не уметь считать или писать, он легко этому научится совсем за небольшое время. Таблицу умножения можно выучить и за неделю, а алфавит – и того меньше.

Гораздо сложнее придется ребенку, который не приучен к системному обучению, не имеет должных навыков дисциплины и поведения в обществе. Такой школьник во многом не успевает сам, хотя может быть очень талантливым и способным, отвлекается, мешает усвоению материала всем своим одноклассникам. Если первая учительница слишком мягкая или не имеет должного опыта, то выпущенные ею в пятый класс дети способны заставить выть всех следующих учителей.

Приучение к дисциплине – совсем не страшное явление, таковым его начинают считать особо впечатлительные мамы и папы, у которых полно своих личных ожиданий от процесса обучения их чада.

Два фронта

Часты случаи, когда родители, столкнувшись с первыми поражениями своего ребенка, начинают вести себя не совсем подобающим образом. Какая-то часть родителей наказывает детей, другая – судорожно ищут репетиторов или центры дополнительного образования, а кто-то начинает во всем винить учителя. Совершенно не рекомендуется обсуждать педагога, его методы обучения, ругать его при ребенке. Необходимо следить, чтобы ребенок ничего не узнал, даже когда беседа родителей идет между собой.

Дети хоть и маленькие, но все понимают и быстро схватывают. Может получиться так, что ребенок окажется между двух фронтов. С одной стороны на него будет давить мнение родителей, что учитель не справляется, навязывает лишнее и прочее, с другой – требование учителя оставить все старые привычки дома и начать вести себя по-другому, правильно. В такой ситуации школьник мечется, не понимает, что ему все-таки делать, доверие и к школе, и к родителям снижается.

Еще одна беда, ведущая к образованию нервоза – стремление мам и пап доказать всему миру, что их ребенок гений, успешен во всем и никак иначе. Беднягу отправляют в кучу кружков и секций единовременно. Безусловно, дополнительное развитие и образование для ребенка не лишне, но не надо забывать, что оно перегружает, а ребенку хочется, а также необходимо еще общаться с друзьями, играть и гулять. Переутомление, недостаток дружеского общения со сверстниками как раз и чревато всевозможными нервозами, младший школьник еще не умеет доносить до родителей свои естественные желания и нужды, им нельзя об этом забывать.

Подвести итог можно следующим образом: как бы ни сложна была адаптация ребенка в школе, это логичное явление, через это проходят все. Важнее всего в этом процессе – поддержка и понимание родителей, они должны принять своего ребенка, несмотря на то, приносит он в тетрадках гусиные лапки или вишенки, усидчив или нет, первая ли он скрипка в музыкальной школе или медведь ему наступил на ухо, первоклассный художник или рисует сам как гусь лапой.

Никто лучше самого ребенка не расскажет родителям свои страхи, стремления, желания. Чтобы излечить школьный нервоз нужно всего лишь научиться слушать и понимать школьника, а не вести его сразу на прием к психологу. Помощь специалиста нужна лишь в тяжелых случаях, когда у ребенка выявлены существенные отклонения в поведении или он вундеркинд, и ему сложно обучаться со среднестатистическими детьми.

Ребенку важно видеть уверенных родителей, их поддержку, а не истеричных мамочек, клянущих учителя и гневно названивающих всем подряд. Если родители ведут себя правильно, то и школьник не потеряет уверенности в новых для него ситуациях.
Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    52 читателя || 29 записей
    Все, что связано с обучением и пребыванием детей в школе. Взаимоотношения с учителями и однокласниками, успеваемость, отношение к учебе, подготовка домашних заданий, нагрузка в школе. 

    Записи из наших сообществах

    По вашему мнению, цветы на 1 сентября обязательно? помню из своего детства эти ведра с цветами в классе… Идем в этом году в первый класс, в связи с чем и вопрос. Может времена уже изменились и появилась какая-то альтернатива букету для поздравления учителя? Как у вас? Обязательно цветы? И если нет, то какие у вас варианты?

    У меня двое детей, оба школьника, уроки мы делаем всем семейством: папа – математику, бабушка -русский язык и литературы, я все остальное. Но старший сын сказал, «мама, у нас все в классе занимаются с репетиторами и дома уроки с родителями делают единицы» Я допустим не считаю нужным брать дополнительными уроки, исходя из оценивания знаний своего ребенка учителями.  Быть может если такая необходимость возникнет, тогда – да. Репетиторство – облегчает жизнь родителям и дает свободное время. Но вот вопрос в чем?  Это часть необходимого в учебном процессе?

    Весь вопрос в заголовке. Как вы выбирали/ не выбирали школу для ребенка? Какие параметры были у вас в приоритете — удаленность, программа обучения, учитель, прописка,..., или что-то еще? Что на ваш взгляд самое главное в начале школьного долгого пути? Буду очень благодарна особенно опытным мамам, которые выбрали и пожалели, или наоборот убедились в правильности своих критериев? 

    как замотивировать дочь учиться?

    avatar , Москва
              11    

    Всем привет. вопрос к родителям подростков. Ваши детки сами проявляют интерес к учебе или у вас есть секретики как проявить интерес у ребенка к учебе? моей дочке 13 лет, и чем дальше, тем труднее. раньше эта проблема быстро решалась с помощью телефона, планшета. за хорошую учебу разрешала играть час в будний день, 2 часа в выходной.сейчас такое не прокатывает.скатилась по двум предметам на тройки, обещаю забрать смартфон и купить ей кнопочный, на что вижу надутые губы, проявление характера, но не задумывается над поведением абсолютно. то есть сейчас все что у нее есть это уже типа так и должно

    Нужен ли пиджак первокласснику?

    avatar ,
              12    

    Мамы младших школьников, подскажите, носит ли ваши сыновья в школе пиджак? У нас пиджак не строго требуют, на собрании сказали  — «на ваше усмотрение». Вот теперь в раздумьях — с пиджаком конечно красиво, но что-то знакомая мамочка говорит, что одевали пару раз только на торжественные мероприятия, в основном — жилет носят. И если пиджак носить, то достаточно ли одного или нужен еще один в запас

     У меня подруга живет в Великобритании, замужем за англичанином. Ее девочка ходит в школу. Оказывается, родительских собраний там нет. Любое общение родителей с учителем происходит наедине, считается недопустимым обсуждать прилюдно чужого ребенка. И тут же вспомнились наши родительские собрания, половина времени уходит на материальные поборы, а половина — на обсуждение каких-либо негативных поступков детей. При чем классная вроде бы и не всегда называет конкретного ребенка, но по окончанию собрания многозначительно говорит чьим-то родителям задержаться, как говорится, все очевидно. Мне

    Новое слова, а манеры старые. Праздновали окончание четвертого класса, для детей было что-то в виде квеста, кроме учителя также были еще мамочки, я была со вторым трехлетним ребенком. Понятно, что со своим младшим стоять на месте я не могла, поэтому просто бродила по территории и увидела своего старшего заплаканного, после расспросов он сказал, что один мальчик его выгнал и сказал, что он им в команде не нужен, а остальные ребята поддержали того. Понятно, что бегать за детьми, которые вовлечены в поиски кусочков карты я не буду и искать того самого мальчика, поэтому обратилась к учительнице,

    Перегрузки в выпускном классе

    avatar , Минск
              6    

    Мой сын учился в математической школе. Он — технарь и будущее связывал с математико. Однако почему-то все учителя считали свой предмет самым важным, требовали учить чуть ли не наизусть весь материал, включая дополнительную информацию мелким шрифтом. В итоге большая часть времени уходила на ту же биологию, географию, историю, чем на технические дисциплины, а нагрузка и так большая. И оценки ставили очень низкие, объясняя тем, что в школе высокие требования и хороших оценок не будет. В итоге в классе был только один хорошист, остальные — троечники. На собраниях родители поднимали этот вопрос,

    Девочки — мамы деток, которые в этом году пойдут в первый класс, поделитесь как у вас дети читают? Сын ходит на подготовку. Обратная связь с учительницей не особо налажена, женщина молчаливая, особо на контакт не идет, мои волнения никак не комментирует ((( Сама вижу у ребенка все нормально с математикой, письмом. Волнует только чтение — не первый раз уже слышу, что в первый класс уже надо бегло читать целыми словами. 

    Ребенок читает по слогам, очень медленно. И это для него большой результат, долго бились с ним даже за такой уровень. Какие-то простые слова одно, двух-слоговые может

    Отдавать двойняшек в один класс или разные?

    avatar , Мытищи
              13    

    Добрый день. Уважаемые мама, учителя, бабушки, воспитатели и просто все, кто компетентен в вопросе, — нужен совет. Дочки-двойняшки заканчивают начальную школу в этом году. Всегда ходили в садике в одну группу и учились в одном классе. Сейчас  педагог настоятельно рекомендует в среднюю школу перевести детей в разные классы, мотивируя, тем, что качество учебы и общения с другими детьми у них значительно от этого улучшится. У кого есть опыт — это действительно так? Сидим раздумываем, записаться в новые классы нужно до начала мая, так что времени на определиться не так много. Буду всем очень


    Другие статьи по этой теме

    Школа - Не хочу учиться!
    Не хочу учиться!

    Школа /Отзывы (0)

    Вот и закончились продолжительные зимние каникулы — наступила середина учебного года. На первый взгляд ребенок после этого отдыха должен с огромной...

    Школа - Как выбрать ранец для первоклассника?
    Как выбрать ранец для первоклассника?

    Школа /Отзывы (1)

    Бывалые родители знают – груз знаний нынче не легок. Причем буквально: современным первоклашкам кроме учебников приходится носить с собой еще массу...

    Школа - В школу с удовольствием
    В школу с удовольствием

    Школа /Отзывы (0)

    Привычное нежелание детей идти в школу, доходящее порой до истерик, вполне исправимо, как бы невероятно это ни звучало. Добиться этого легко –...

    Школа - Адаптация к школе
    Адаптация к школе

    Школа /Отзывы (1)

    Это сложный и, главное, длительный процесс. У первоклассника он может занять от шести до восьми недель.

    Школа - Учимся писать без ошибок
    Учимся писать без ошибок

    Школа /Отзывы (0)

    Как мы обычно боремся с детскими ошибками при письме? Правильно, мы заставляем ребенка переписывать одно и то же предложение по несколько раз,...

    Школа - Помогаем ребенку с учебой
    Помогаем ребенку с учебой

    Школа /Отзывы (1)

    Все родители сталкиваются с этой проблемой: сначала мы просто помогаем ребенку выполнить то или иное задание, а через некоторое время, уже...

    Школа - Когда каникулы заканчиваются. Как подготовить ребенка к возвращению в школу
    Когда каникулы заканчиваются. Как подготовить ребенка к возвращению в школу

    Школа /Отзывы (0)

    Все мы прекрасно помним, каково это было, возвращаться в школу после продолжительных каникул. Почему же мы до сих пор уверенны, что ребенок...

    Школа - Оформляем рабочее место школьника
    Оформляем рабочее место школьника

    Школа /Отзывы (0)

    Чтобы правильно организовать рабочее место для школьника, следует помнить, что оно должно быть комфортным и хорошо освещаемым. Кроме этого важно,...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье