Что оценивают школьные оценки?

 - Что оценивают школьные оценки?В данной статье родители не найдут ответы на свои волнующие вопросы «Почему ребенок приносит плохие оценки?» или «Как повысить успеваемость ребенка в школе?». Это статья – рассуждение доктора педагогических наук Александра Владимировича Могилева о самом понятии «школьной оценки» и его роли в современном школьном образовании.

Рассмотрим подробнее такой «двигатель» образования, как школьная оценка. В укладе современной российской школы оценка играет далеко не последнюю роль. 
Казалось бы, оценки в школе, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник… 

Все просто и понятно. 
Оказывается, нет, не просто и не понятно.

Оценка или отметка? 

Начнем с терминов. Во-первых, оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика – то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи.

И результат оценивания – оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка – это мнение учителя, его мысли и соображения.

Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз. 

Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное. 
Ведь для чего производится оценивание? Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста. 

Что оценивают школьные оценки? - Оценка или отметка? Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка – числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично. При подобной норме оценок в школе у отметки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное – зачем и для кого эта оценка производилась. 

В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем? 

Зачем в школе ставят оценки?

Для всех субъектов образовательного процесса оценки ребенка в школе несут различные функции. 

Для учителя отметка – кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося. 

Отметки стали способом управления учителем учащихся

Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащихся. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется… 

А еще одна ипостась отметки – посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка.

«Смотрите», – как бы говорит учитель, – у вашего чада плохие оценки в школе. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны. 

Оценка и школьная мотивация

Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите?

Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла.

То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям. 

Отношение родителей к оценкам ребенка

Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей, в их основной массе. 

Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит следующим образом: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет, удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина» и т.д.

Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге критерии оценки в школе для родителя также играют мотивирующую роль. Они мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов). 

Школьная отметка мотивирует родителей

Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов. 

Обобщая эти функции, можно сказать, что

отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.

Почему так случилось? 

Современное понятие школьной оценки

Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых, школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации, такие как ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить – развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться. 

Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает.

Точнее работает косвенно, в смысле отбора. Высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям. 

Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами. 

Автор: Доктор педагогических наук, профессор, директор Монтессори-школы «Алиса» А.В.Могилев

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 3
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Школа - Учимся дома
    Учимся дома

    Школа /Отзывы (0)

    Разумеется, атмосфера школьного урока многим отличается от домашней. Именно поэтому детям порой так сложно сосредоточиться на выполнении домашнего...

    Школа - Оформляем рабочее место школьника
    Оформляем рабочее место школьника

    Школа /Отзывы (1)

    Чтобы правильно организовать рабочее место для школьника, следует помнить, что оно должно быть комфортным и хорошо освещаемым. Кроме этого важно,...

    Школа - Когда каникулы заканчиваются. Как подготовить ребенка к возвращению в школу
    Когда каникулы заканчиваются. Как подготовить ребенка к возвращению в школу

    Школа /Отзывы (0)

    Все мы прекрасно помним, каково это было, возвращаться в школу после продолжительных каникул. Почему же мы до сих пор уверенны, что ребенок...

    Школа - Помогаем ребенку с учебой
    Помогаем ребенку с учебой

    Школа /Отзывы (1)

    Все родители сталкиваются с этой проблемой: сначала мы просто помогаем ребенку выполнить то или иное задание, а через некоторое время, уже...

    Школа - Учимся писать без ошибок
    Учимся писать без ошибок

    Школа /Отзывы (0)

    Как мы обычно боремся с детскими ошибками при письме? Правильно, мы заставляем ребенка переписывать одно и то же предложение по несколько раз,...

    Школа - Неврозы берут начало в школе?
    Неврозы берут начало в школе?

    Школа /Отзывы (0)

    Признаки осени – это не только опадающие желтые листья, серые дожди, но и начало учебного года. Мамочки ведут своих драгоценных детишек в первый...

    Школа - Не хочу учиться!
    Не хочу учиться!

    Школа /Отзывы (0)

    Вот и закончились продолжительные зимние каникулы — наступила середина учебного года. На первый взгляд ребенок после этого отдыха должен с огромной...

    Школа - Как выбрать ранец для первоклассника?
    Как выбрать ранец для первоклассника?

    Школа /Отзывы (1)

    Бывалые родители знают – груз знаний нынче не легок. Причем буквально: современным первоклашкам кроме учебников приходится носить с собой еще массу...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье