Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей. Подавляюще большинство семилетних детей к школе готовы: их память достаточно развита, они умеют контролировать свое внимание, и имеют богатый словарный запас. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать услышанное, в определенных рамках управлять своими эмоциями и поступками.

Малыш растет

В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам, ценить его и ориентироваться в нем. Уже в начальных классах у детей развиваются способности к абстрактному мышлению, логическим рассуждениям, вниманию, наблюдению, запоминанию, анализу и выводам.

Учеба в школе подразумевает появление новых социальных связей, помогает привить ребенку чувство товарищества, дружбы, долга и ответственности перед коллективом. Быстро обогащается жизненный опыт ребенка, становится более конкретным и реальным его отношение к окружающему миру. В возрасте 7–11 лет у ребенка появляется желание помогать слабым, сострадание к попавшим в беду, он стремится завоевать уважение своих родителей и педагогов, авторитет в детском коллективе.

Учеба в школе заметно расширяет детский кругозор, дарит детям мир принципиально новых впечатлений и понятий, оказывает сильное влияние на их мировоззрение. Отношение их к окружающей реальности становится более критическим, они более остро реагируют на несправедливость, на посягательства на их чувство собственного достоинства.

В начальных классах четко проявляются ошибки, допущенные в дошкольном воспитании – индивидуализм, эгоизм, неуважение к старшим, товарищам, непослушание, ложь, грубость, безразличное отношение к коллективу. В то же время, учеба в школе выявляет также и положительные качества и черты ребенка, заложенные воспитателями и родителями в течение первых шести лет жизни.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.

Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки квартиры и мытья посуды, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности.

Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи, а в перспективе – его государства и народа. При правильном трудовом воспитании ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к посильной полезной деятельности в школе и дома.

При привлечении учащихся начальных классов к общественно полезной деятельности следует контролировать их физические нагрузки, так как детям в 7–10 лет характерно переоценивать свои силы в связи с активным развитием их мускулатуры.

Темперамент ребенка

Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.

Вопрос о темпераменте стоит разобрать поподробнее. Общепринятая классификация эмоционального поведения выделяет четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

У детей-холериков проявляется выраженная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроений. Им не свойственно сдерживать свои эмоции и желания, в их действиях нередко отмечаются вспышки возбуждения, иногда даже агрессивность.

К учебе в школе они приспосабливаются не всегда сразу, так как их тянет на конфликты с окружающими, они могут проявлять на уроках несдержанность, запальчивость и вспыльчивость в ответ на замечания учителя. У этих детей сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, они в своем поведении руководствуются больше желаниями и чувствами, нежели разумом. Их привлекают занятия музыкой, изобразительным искусством, поэзией.

Дети-холерики имеют обостренные вегетативные реакции, они легко краснеют или бледнеют при малейшем эмоциональном возбуждении. У них с рождения в коре головного мозга слабо развито торможение, поэтому им тяжело решать проблемы, возникающие в их жизни. Если желания холериков не совпадают с их возможностями, в их поведении отмечается нервозность, негативизм.

Некоторые педагоги к типу холериков относят трудновоспитуемых детей, которые в своем поведении постоянно проявляют необузданность, недисциплинированность, упрощенность мышления, склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми. Для их воспитания требуется сугубо индивидуальный подход, оно представляет собой трудную задачу. Однако если воспитательное воздействие строится на педагогически верной основе, с учетом особенностей характера, ему хорошо поддается большинство детей-холериков.

Получается, что тип высшей нервной деятельности и эмоциональная сфера напрямую влияют на возможности адаптации ребенка к учебе в школе.

У детей с флегматическим характером рассудок явно преобладает над эмоциями. Они способны хорошо контролировать, а при необходимости даже подавлять свои желания и эмоции, без осложнений адаптироваться к учебе в школе. Такие дети ведут себя спокойно, ровно, их речь нетороплива и размеренна, жестикуляцией обычно не сопровождается. В коллективе они отличаются дисциплинированностью, сдержанностью в отношении своих и чужих недостатков, спокойной реакцией на одобрение или порицание их поступков, склонностью к уединению, они стараются избегать конфликтов.

У детей-сангвиников сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности, их эмоциональные и мыслительные реакции выражены одинаково хорошо. Они способны управлять своими эмоциями, адаптируя их под требования соответствующей обстановки. Их речь хорошо развита, она быстрая, громкая, богатая, правильно построенная. Эти дети хорошо приспособлены к школьной обстановке, они хорошо переносят школьные нагрузки, в своем поведении они эмоциональны. Типичными чертами их характера являются оптимизм, жизнерадостность, высокая самооценка, критическое отношение к своим и чужим недостаткам. Однако им часто свойственно переоценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

У детей с меланхолическим темпераментом слабый тип высшей нервной деятельности. Функции их нервной системы (как корковые, так и подкорковые) ослаблены, подвижность нервных процессов небольшая. Проще говоря, их эмоциональная сфера и мыслительные возможности быстро истощаются. Такие дети быстро устают, они не могут переносить ни длительные, ни единичные физические, эмоциональные и психические нагрузки. Они плаксивы, обидчивы, впечатлительны, самолюбивы, остро реагируют на наказания и поощрения. К учебе в школе адаптируются с трудом, часто к посещению школы относятся неохотно. При ошибках в воспитании у них могут развиваться различные заболевания и невротические состояния.

Здоровье, психика и привычки

Также значимым фактором является и состояние здоровья учеников начальных классов, в первую очередь первоклассников. В этом возрасте нередки хронический тонзиллит, ревматизм и другие заболевания, осложняющие адаптацию ребенка к школьному режиму и отражающиеся на его успеваемости. Эти обстоятельства вынуждают вопрос о школьной нагрузке для ослабленных и больных детей решать совместно с педиатром.

Детям 7–10 лет свойственная такая характерная особенность психоэмоциональной сферы, как любознательность, интерес ко всему яркому и новому. Эта черта выражается в стремлении ребенка всему подражать, даже копировать, не задумываясь о критическом отношении к объекту внимания, следовательно, личный пример его родителей, приемы их эстетического и нравственного воздействия на него играют исключительно важную воспитательную роль. Взаимное уважение, понимание, дружелюбие и любовь взрослых друг к другу, готовность приходить на помощь облагораживают ребенка, формируют у  него самые добрые душевные качества, развивают их чувства, мысли, взгляды в самом правильном направлении.

Ребенок может копировать не только хорошее. Он может подражать и плохому примеру: курить, обижать слабых, проявлять жесткость к животным. Опрос пяти тысяч курильщиков показал, что 14% мужчин начали курить в возрасте до десяти лет, а 50% –  до 16 лет. Получается, что в начальных классах начинает курить каждый шестой ребенок, в возрасте, когда организм особенно чувствителен к действию никотина и табачных смол. И, скорее всего, дети в этом возрасте обзаводятся этой дурной привычкой, подражая своим родителям и другим близким людям.

Родительский пример может послужить причиной формирования у детей склонности к нарушению норм поведения в общественных местах, неуважения и грубого отношения к взрослым, женщинам, одноклассникам. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, процветает произвол и цинизм, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким и злым, деспотичным и грубым, беспринципным и лживым.

Задача родителей – сделать все возможное, чтобы защитить тонкую психику ребенка от травмирующих воздействий на его пока еще неокрепшую нервную систему.

Сильный вред формированию морали ребенка наносит желание взрослых применять к детям другую, по сравнению с собой, нравственную мерку. Некоторые родители произносят при детях нецензурные слова, совершают бесчестные поступки, а за те же самые действия своего ребенка наказывают, или требуют от него подтянутости и аккуратности, в то время, как сами небрежны и неряшливы. Лицемерие по отношению к ребенку вызывает в нем озлобление и чувство обиды, формирует такое омерзительное качество, как лживость.

Наказывать или нет?

С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).

Опыт педагогов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу.

Даже несильный удар или шлепок (так называемые «легкие телесные наказания») могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию: в его душе происходит столкновение любви и ненависти –  двух противоположных чувств – к близкому ему человеку.

Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя и приучают их к лживости и скрытности.

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.

Дети в 7–8 лет проявляют доверчивость и непосредственность. Родители и педагоги должны считаться с этим и трепетно относиться к проявлению искренности, честности, прямолинейности в поведении и рассуждениях детей. Обучение в школе ускоряет развитие интеллекта, что является основополагающим в более совершенном формировании нравственных и эстетических чувств у школьников, в тонких переживаниях, вызванных искусством, литературой, общением с природой, с людьми. Направление воспитания чувств у ребенка можно считать верным, если взрослые смогут привить ему любовь к прекрасному, приобщить его к красоте природы, научат его ценить духовную красоту человека и достойные подражания поступки.

В обучении и воспитании школьников младших классов большую роль играет эмоциональное начало. Полноценное умственное развитие ребенка невозможно без эмоционально-эстетической, поэтической составляющей. Во время большого эмоционального всплеска мысли детей становятся особенно ясными, и процесс запоминания происходит наиболее эффективным.

О своем, о женском

Следует отметить некоторые особенности воспитания девочек. В возрасте 9–10 лет у них повышается активность работы эндокринной системы, в частности половых желез и гипофиза. Это вызывает процесс формирования женского типа тела: «округляются» бедра и ягодицы, увеличиваются грудные железы.

В 10–11 лет организм девочки начинает вырабатывать эстроген (женский половой гормон), который вызывает развитие как первичных, так и вторичных половых признаков. В результате этого ее психоэмоциональная сфера находится в неустойчивом состоянии: появляются интерес к своей внешности, первые мысли о принадлежности к женскому полу, чувство естественной стыдливости. В этот период девочке жизненно необходима помощь мамы, ее тактичная поддержка.

В век ускорения физического, интеллектуального и полового развития детей начало менструаций у девочек нередко приходится не на 15–16 лет, как было раньше, а на 11–12. Мама или учительница (обязательно женщина!) должны в доступной и доверительной форме уже в 9–10 лет рассказать девочкам, что это такое, каково значение менструации в жизни женщины, каким должен стать ее гигиенический и общий режим в эти дни. Отсутствие или запаздывание информации по этому вопросу может вызвать у школьницы психологическую травму, так как неожиданное и незнакомое поведение организма может показаться болезненным состоянием.

Основной целью педагогов, воспитателей и родителей является воспитание в ребенке гармоничной личности, поэтому развитие интеллекта учащихся должно проходить параллельно с их занятиями спортом и физкультурой.

Эффективным воспитание в семье ребенка младшего школьного возраста будет только тогда, когда родители будут стараться разобраться в физических, интеллектуальных и эстетических запросах своего ребенка, усваивать и применять на практике педагогические приемы, используя свой авторитет и являясь примером для ребенка в труде, в общественной и личной жизни.

 

Мне нравится 5

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    18 читателей || 11 записей
    Тема для общения — взаимоотношения с ребенком. Психологические проблемы и способы их решения, разговоры родителей с детьми, конфликты, потеря родительского авторитета, общение со сверстниками. Делимся сомнениями, рассказываем свои истории, просим совета, отвечаем на вопросы.

    Записи из наших сообществах

    Дочь перестала закрываться в комнате от нас.

    Е
    , Ростов-на-Дону
              15    

       Много раз слышала от родителей подростков что дите вдруг стало изолироваться от семьи в своей комнате. У родительницы появляется постоянный спутник — тревога «Что у нас в семье не так?». 

       Около двух лет и у меня это явление присутствует. В полной семье дочери 15 и сыну 8. Девочка беспроблемная в школе, вообще вне семьи. И вот что то разладилось.

       Классический образ — подросток в наушниках всюду. В комнату заходить нежелательно никому. Только кошке. Трапезничать желает в одиночестве. Ответы односложные и неохотные. И, конечно, самый популярный ответ:

    Не могу найти общий язык с детьми мужа.

    avatar ,
              10    

    Брак у меня второй. у мужа тоже я вторая жена, первая погибла. Первое время все было хорошо. но вот в последнее время его дочери, а у мужа их две стали ко мне относится негативно. Живем вместе уже 7 лет, построили дом, завели небольшое хозяйство. Я и по дому работаю, и работа основная у меня есть, достаток небольшой в семье, но стабильный. В последние два года дочерей мужа как подменили, постоянные упреки в мой адрес, постоянные мелкие придирки и так далее. Девочкам уже 15 и 17 лет. на откровенный разговор не идут, общаться нормально не хотят. Жаловалась мужу. но у него ответ такой- переходный

    Группировка

    avatar ,
              9    

    Мне 29 лет. Моей дочке 7 лет. Учиться в первом классе. Недавно я узнала, что мой ребенок создал группировку в классе. Завела список кто входит в ее группировку, принесла пластиковые резинки крученные, одела на руки ребятам ее группы. Группировка этих детей издевалась над остальными кто не хотел участвовать с ними. Организовали жуткую травлю над одним из детей. Я не знаю, что мне делать с дочкой. По сути маленькая девочка, а учительница со слезами на глазах просит как то исправить ситуацию. Как узнать что в голове ребенка? Почему так она поступила? Какие причины такого поведения? Мне очень

    Дочь меня вообще не слышит...

    avatar , Сочи
              6    

    Мне 31 год. Замужем, двое детей — Яна (13 лет) и Миша (7 лет). С младшим всё более-менее понятно, а вот с дочкой есть одна проблема: недавно она стала переодеваться при младшем брате. Миша с таким взрослым интересом её рассматривает (она у нас девушка с формами. когда я ему говорю: «Миш, иди пока в свою комнату», он напрочь отказывается) и у него возникает эрекция. А после задает мне кучу вопросов. Думаю, и так понятно каких. Меня это, если честно, напрягает. 

    С Яной я беседую по этому поводу, говорю ей, чтобы в своей комнате переодевалась, но она меня вообще не слышит, свою линию гнёт и

    Как помочь сблизиться ребенку и мужу

    V
    ,
              21    

    Есть такая ситуация у подруги. Лена в разводе, у нее есть дочь Оля 10 лет. Лена начала встречаться с мужчиной, который через некоторое время переехал к ним жить.

    Добрый день! Дочке 7 лет, казалось бы — взрослая и спокойная, но очень активная и непоседа! Но иногда вытворяет такое, что не наказать нельзя! Ставлю в угол, где она артистично плачет, могу накричать. Потом извиняюсь и корю себя, что нервная! Наказываете ли Вы детей? Как избежать ситуаций, чтоб не наказывать? 

    Нужен ли психолог?

    avatar ,
              9    

    Здравствуйте. Сыну 12 лет. Стала замечать что стал очень раздражительным. Вплоть до того, что если что-то у него не получается с уроками, он может книгу со всей силы бросить на пол. Два раза уже в школу вызывали за то, что драки там устраивает. Раньше был всегда спокойным. Это переходной возвраст или надо с ним к психологу пойти, чтоб успокоительные выписал? Посоветуйте пожалуйста. Переживаю очен

    Сын у нас учится в третьем классе, успеваемость и поведение хорошие. Очень долго просил у нас с мужем купить ему планшет. Мы хотя и имели возможность, но специально затягивали этот момент, зная о проблемах которые могут возникнуть с такими гаджетами. Но время как говорится пришло и мечта его сбылась на очередной день рождения. Конечно как и ожидалось он весь в него окунулся, разобрался, накачал игр, связался со своими одноклассниками. В общем с каждым днём время стало все больше и больше уходить на его игры с этим устройством. Сейчас с мужем хотим ограничить по времени или по дням недели сына

    Пришла вчера моя девочка пубертатного возраста и заявила, что намерена покрасить волосы в «глубокий синий». Я-то в целом не против, спокойно перенесла пирсинг и туннели в ушах, до кучи и русалочий окрас переживу ))). Сама еще помню собственный закидоны подросткового возраста.

    Но вот папа наш очень тяжело все это переживает. В его понятии девочка должна быть принцессой, милой золушкой, а не «расписным клоуном вся в металле». Его чувства мне тоже в принципе понятны. Естественная красота, теплота и нежность, которые должны исходить от юного создания, и т.д. и т.п.

    И вот у меня большая дилемма:

    Ребенок застал за сексом

    avatar , Апатиты
              10    

    Случилась у нас в семье очень щекотливая ситуация. У нас однокомнатная квартира, мы с мужем и сын 10 лет спим в одной комнате. И вот уверенные, что ребенок спит, мы с мужем перешли к сексу. И В самый «разгар» сын встает и просит попить, и судя по его виду он вообще не спал!!! Я с ним поговорила, попыталась объяснить про интимные отношения между мужчиной и женщиной, что это не страшно, не стыдно и т.д. Он молчит, смущается и только пообщал, что если у него возникнут какие-то вопросы, спросить. Происшествие никак не прокомментировал, его реакции не пойму, ведет себя как обычно. Но мне что-то


    Другие статьи по этой теме

    Воспитание и психология - Как сохранить контакт с подростком?
    Как сохранить контакт с подростком?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Каверзные вопросы подростков заставляют теряться. Жажда свободы и первые любовные переживания не могут не беспокоить. Они любят шокировать своим...

    Воспитание и психология - Web-поколение
    Web-поколение

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Больше половины родителей вообще не следят за тем, сколько времени их дети в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет проводят в сети Интернет, а...

    Воспитание и психология - Осторожно: подросток
    Осторожно: подросток

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Когда говорим о подростках, мы представляем себе агрессивных, неуправляемых существ, с которыми очень сложно контактировать. Именно между 12 и 17...

    Воспитание и психология - О самодисциплине и организации труда школьников
    О самодисциплине и организации труда школьников

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Во время обучения в школе дети учатся самоорганизации, совершенствуются и готовятся к взрослой жизни, где все решать и планировать придется им...

    Воспитание и психология - Как ребенок может попасть в зависимость
    Как ребенок может попасть в зависимость

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Одним из особых внутренних состояний человека является зависимость. Зависимость связана с такими характеристиками, как утрата личности, потеря...

    Воспитание и психология - Детские группировки: кто есть кто
    Детские группировки: кто есть кто

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Свой в компании детей – это тот, кто умеет жить в соответствии с определенными правилами…

    Воспитание и психология - Подростковая агрессивность
    Подростковая агрессивность

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    В переходном возрасте одним из видов девиантного поведения подростков является агрессивность, часто проявляющаяся в форме враждебности...

    Воспитание и психология - 10 характерных признаков мальчиков и девочек
    10 характерных признаков мальчиков и девочек

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Обсудим самые главные различия между девочками и мальчиками, девушками и парнями.

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье