Детские группировки: кто есть кто

Свой в компании детей – это тот, кто умеет жить в соответствии с определенными правилами…

Что могут сделать дети?

В начале учебного года, в седьмой класс пришли новенькие девочки-близнецы. В школе они познакомились с тремя подругами – Соней, Аней и Мариной.  Спустя две недели девочки держались уже впятером.

Но однажды, в один из ноябрьских понедельников, Аня нашла в своем шкафу помятую записку. Записка содержала следующий текст: «Напрасно ты считаешь себя крутой! Мы знаем то, что ты скрываешь! Клуб!». День сразу показался Ане кошмаром. Когда она,  по окончанию уроков захотела поговорить с близняшками, те демонстративно от нее отвернулись. В обед подруги заявили Ане, что больше не хотят, чтобы она сидела с ними рядом. Ане пришлось пересесть за другой стол.

Однако она так волновалась, что разговаривать с кем либо, ей было не под силу. Девочка чувствовала себя просто ужасно. А подруги тем временем смеялись, шептались и очень хитро на нее посматривали. Так что же она сделала неправильно?

Придя домой после школы, Аня набрала номер Сони. Но та с предельной холодностью ответила ей, чтобы та больше не смела звонить, и что не может с ней разговаривать. Спустя несколько дней Ане стало известно, что всему виной девочки – близняшки. Те поставили классу ультиматум, что не примут в свою компанию никого, кто продолжает общение с Аней. В тот же вечер мама Ани застала свою дочь громко рыдающей в постели.

По какой причине возникают компании?

Всегда, в любом коллективе детей существовали группировки. Но особенно их много в старших и средних классах. Достигая возраста одиннадцати – тринадцати лет почти все девчонки и мальчишки начинаю создавать тайные общества и компании. Они уже не играют каждый день с разными детьми, а начинают разбиваться на группы. Школьные компании подчинены своей иерархии. Наверняка ваш ребенок в курсе, кто из детей к какой группировке относится. И кто на какой ступени  в «системе ценностей» школы стоит.

Вот один из примеров. Зайдя в одну из обычных школ, сразу обращаю свое внимание на группу восьмиклассниц. По их поведению можно предположить, что они наверняка очень популярны. Лера, Аня, Юля, Катя и Кристина разместились в школьной столовой за самым центральным столом. Каждая из них одета в свитер красного цвета, серые сабо. Ногти всех пятерых покрашены коричневым лаком. На запястьях повязаны черные ленточки из бархата. А волосы у всех заплетены французской косичкой. Сразу становится очевидно, что они так нарядились для выражения своей солидарности. И выбор одежды и аксессуаров не случай, а результат длительно телефонного обсуждения. В разговоре красавицы часто используют специальные слова. Обсуждают своего любимого рэпера. Безапелляционно рассуждают о пользе вегетарианства. И, конечно же, весь их вид говорит, что многие из одноклассников даже в подметки подругам не годятся.

Девочки не разрешают никому присаживаться за свой стол, объясняя это важностью разговора. Смеются, шепчутся, секретничают.  При приближении чужака встают в кружок, поворачиваясь ко всем спиной. Многим бы хотелось почувствовать себя частью этой группировки. Однако, дело это безнадежное. Ведь основной смысл группировки и ее главная цель состоит в том, чтобы соблюдать расстояние между ними и другими детьми. Если каждый сможет войти в любую компанию, то смысла в компании уже нет.

Родителей  не может не волновать стремление детей из одной компании быть схожими друг с другом. Катя всегда собирала волосы в «хвост», теперь же в угоду остальным подругам каждое утро очень старательно плетет французскую косу. Ведь они должны выглядеть похоже. У них есть и договор, что никто из них не станет курить в одиночку. Мы ведь тоже в свое время себя так вели. Только наш гардероб  и прически были несколько иными. Выражения не такими,  как сейчас. И слушали мы другие группы. Во всем же остальном, наше поведение похоже на поведение наших детей, словно две капли воды.

Соблюдение уступок группе, иными словами правил, необходимо. С помощью этого дети точно определяют кто с ними заодно, а кто – против. Из-за отсутствия опыта общения в социуме, правила иной раз насаждаются очень суровыми методами. Чаще всего члены одной группировки имеют договоренность о том, как будут отвергать аутсайдеров. По этой причине самые жестокие  подростки могут быть членами одной группировки.

Почему дети стремятся быть в компании?

Помните, какой запутанной и сложной мы видели жизнь в детстве. В какой-то из моментов вас наверняка настигло ощущение, как будто правила дружбы начинают меняться. Действительно девочки и мальчики в средней школе становятся еще более изобретательными в выборе для себя друзей. Теперь для дружбы просто познакомиться мало. Надо чтобы и интересы и ценности тоже совпадали.

Схожесть помогает почувствовать ребенку свою защищенность.

Но в это же время подростки отдаляются от семьи. В детских группировках можно наблюдать очень много сходства с семьей. В них чаше всего количество детей колеблется от трех до шести человек. Члены группировки проводят совместно время. Доверяют друг другу самое сокровенное.

Иногда группировки образуются под влиянием взрослого окружения. Влияние взрослых проявляется в том, что родители и преподаватели часто сравнивают детей. Делят их на различные группы в соответствии со способностями, внешностью, возрастом. В атмосфере сравнения дети значительно больше начинают друг друга дразнить. Обостряется их реакция на обиды. Очень часто дети, обучающиеся в дорогих и престижных частных школах, начиная с самых младших классов, хвалятся друг перед другом красивой прической, новым ранцем, стильными безделушками. Те же дети, которые лишены объектов хвастовства, могут в полной мере ощутить  всю прелесть свалившегося на них презрения.

Разделение детей на группировки, несмотря на сильное беспокойство родителей и сложности, все-таки может помочь детям. Во-первых, они четко осознают своё место в иерархии школы. Во-вторых, учатся азам дружбы, усваивают истину, что самым сокровенным делятся только с друзьями. В-третьих, общаясь в компании, дети приобретают жизненный опыт и учатся решать важнейшие проблемы: как чувствует себя отверженный человек; что такое предательство, а что верность; почему дружбе приходит конец.

О чем волнуются все родители?

Девочкам гораздо труднее существовать внутри группировки.

  • Девочки более избирательны. При попытке девочки вступить в уже существующую группировку, состоящую из четырех человек, ее, скорее всего, ждет неудача. Компания мальчиков к новичку займет более благосклонную позицию;
  • Девочек сильнее мальчиков волнует перспектива стать отвергнутой и опасения, что другие могут предать интересы группировки;
  • Девочки более склонны к проявлению ревности и соперничеству; 
  • И мальчики, и девочки большие любители посплетничать. Но мальчишеские сплетни – обсуждение поступков, а девчачьи – мыслей и чувств других.

Родителям,  бесспорно, неприятно слушать, когда их дети, начинают говорить гадости о других детях, не вхожих в их группировку. Тем не менее, некоторые психологи считают это занятие не лишенным пользы. Ведь сплетни направлены на укрепление взаимоотношений внутри группы.

Существует еще одна проблема, волнующая взрослых. Это страх, что та или иная компания окажет негативное влияние на ребенка.  Действительно, поведение подростка может стать совершенно безобразным лишь исходя из его страха остаться в одиночестве. Когда друзья решат выступить против других детей, то они стремятся перещеголять друг друга, передразнивая, пиная и давая затрещины окружающим.

Родителям не стоит запрещать такую модель дружбы. Надо обучить своего ребенка умению сохранять свойственную только ему линию поведения.  Если вы пока не уверены в том, что ребенок сможет не пойти на поводу у друзей и совершить очередную гадкую выходку, приложите все усилия к тому, чтобы проводили время под вашим присмотром или на вашей территории.

Появление и распад группировок

Компании и группировки чаще всего появляются школах с большим количеством учащихся. Но это не значит, что ребенку в маленькой школе легче. Ведь если его не примут в группу, он автоматически становится изгоем. Ведь у него нет возможности организовать другую группу. 

Детские группы существуют довольно непродолжительнее время, и это не смотря на их кажущуюся сплоченность. Причин для этого множество. Это и вспыхивающие ссоры, и чувство ревности. Дети вдруг осознают, что общего между ними меньше, чем казалось ранее. Еще одна причина – стремительное взросление детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Они взрослеют и эмоционально и физически.

Компании, как правило, не существуют более одного учебного года.

Такое случилось и с Сережей. Его самый лучший друг подрос в восьмом классе на целых десять сантиметров, его записали в баскетбольную команду, где он обрел новых друзей. А увлеченный компьютером Сережа, примкнул к другим подросткам, тоже увлеченными компьютерами. Среди новых друзей Сережи один оказался гением компьютерной техники!

В школе все принимается острее. Даже если ребенка в течение двух недель не принимают в компанию, для него это целая вечность. А вообще, компании, как правило, не существуют более одного учебного года.

Как же помочь своему ребенку?

Некоторые дети самостоятельно справляются с задачей поиска подходящей для них компании и самоутверждением. Другие же нуждаются в помощи родителей. Вот, например, Гена, перейдя в новую школу, стал объектом  постоянного преследования со стороны одного из парней. Так как друзей у Гены еще не было, никто не оказал ему поддержку. И только родители помогли своему сыну стать менее уязвимым. Мальчика записали в студию барабанщиков. А по выходным они с отцом гоняли мяч на футбольном поле. Спустя некоторое время, Гену приняли в школьную футбольную команду. Именно в ней у него и появилась своя компания.

Стать новеньким в школьном коллективе – это большой стресс для вашего ребенка. Ведь в школьных группировках, существующих  несколько лет, уже сложились определенные отношения. И дети, чувствующие себя в компании неуверенно, с подозрительностью воспримут новенького. Они могут подумать, что новый член их группировки может разрушить уже сложившиеся взаимоотношения. Отбить лучшего друга. Потому, если есть такая возможность, не меняйте своему ребенку школу в течение учебного года. Особенно, если ему больше восьми лет. К приходу вашего ребенка в новый класс компании уже сложились. И ребенок рискует оказаться в новой школе аутсайдером.

Стать новеньким в школьном коллективе – это большой стресс для вашего ребенка.

Что же делать, если вашему ребенку все же предстоит пойти в новый класс? Чтобы помочь ребенку вспомните свое собственное детство. Зачастую, взрослые не понимают как важная для  статуса ребенка «правильная» одежда. Прежде чем ребенок пойдет в новую школу, посетите ее вместе. Посмотрите на то, как принято одеваться в новой школе, какие прически носить. Если заметите тяготение детей к джинсам одной модели или определенной обуви, не скупитесь и купите такие вещи своему ребенку.

Разумеется, при условии, что он хочет этого. Ведь некоторые дети предпочитают выделяться. Постарайтесь научить своего ребенка с достоинством отвечать на всевозможные насмешки и замечания. В значительной мере от того, как ребенок прореагирует на это, зависит дальнейшее отношение к нему.

Проблемы с поиском компании у многих детей напрямую связаны с природной робостью и не умением знакомиться. Однако если вы точно знаете, что по характеру ваш ребенок одиночка, то нет нужды заставлять его вливаться какую-либо группу. Но при этом надо точно знать, что в случае необходимости, он не постесняется обратиться к друзьям за помощью.

Даже среди взрослых встречаются люди, которые не могут наладить контакт с  окружающими. Они или слишком часто спорят, или пытаются навязать собственную точку зрения, или интересуются исключительно собой. Про таких людей говорят, что они совершенно не знают, как общаться. Нашим детям тоже может недоставать навыков правильного общения. Но ребенок, в отличие от взрослого, моментально становится жертвой сверстников. Детей могут начать высмеивать, дразнить или отвергать. Поэтому родителям стоит научить своих детей умению заводить друзей и общаться. Вхождение в группу происходит всегда одинаково.

Как естественно влиться в жизнь копании?

Например, семилетний мальчик по имени Рома наблюдает на перемене, как группа мальчиков гоняет мяч. Ему очень хочется принять участие в игре. Но он совершенно не знает, как попасть в эту группу. От того как он поступит, зависит дальнейший результат – примут его в игру и в компанию в дальнейшем или нет.

Так как же правильно поступить Роме? Для начала не торопиться и внимательно присмотреться к происходящему на поле. Пристроиться к краю группы и понаблюдать за поведением других. После чего очень ненавязчиво и потихоньку попытаться начать играть. Вот Рома уже бегает вместе с другими ребятами по краю поля, но мяч схватить не старается. Потом мальчик перебрасывается парой фраз с другими участниками игры, бегающими рядом. И когда все приняли его в свою игру, один из игравших крикнул: «Ром, лови!» Поиграв некоторое количество времени, Рома отваживается предложить использовать новые правила игры.

А вот если бы, мальчик бесцеремонно попытался бы влезть в чужую игру, оспорив при этом правила и сделав попытку контролировать ситуацию, велика вероятность, что эта группа его бы не приняла. А вопрос: «Можно мне поиграть?» уместен лишь в случае, если он адресован одному ребенку, а не целой команде.

Хорошее расположение духа и позитивный настрой очень способствуют в установлении отношений с другими детьми. Когда я в свое время отправлялась в новую школу, отец дал мне неоценимый совет – почаще улыбаться, быть дружелюбной и не навязывать никому свое мнение. И это всегда срабатывало!

 

Мне нравится 1

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    18 читателей || 11 записей
    Тема для общения — взаимоотношения с ребенком. Психологические проблемы и способы их решения, разговоры родителей с детьми, конфликты, потеря родительского авторитета, общение со сверстниками. Делимся сомнениями, рассказываем свои истории, просим совета, отвечаем на вопросы.

    Записи из наших сообществах

    Дочь перестала закрываться в комнате от нас.

    Е
    , Ростов-на-Дону
              15    

       Много раз слышала от родителей подростков что дите вдруг стало изолироваться от семьи в своей комнате. У родительницы появляется постоянный спутник — тревога «Что у нас в семье не так?». 

       Около двух лет и у меня это явление присутствует. В полной семье дочери 15 и сыну 8. Девочка беспроблемная в школе, вообще вне семьи. И вот что то разладилось.

       Классический образ — подросток в наушниках всюду. В комнату заходить нежелательно никому. Только кошке. Трапезничать желает в одиночестве. Ответы односложные и неохотные. И, конечно, самый популярный ответ:

    Не могу найти общий язык с детьми мужа.

    avatar ,
              10    

    Брак у меня второй. у мужа тоже я вторая жена, первая погибла. Первое время все было хорошо. но вот в последнее время его дочери, а у мужа их две стали ко мне относится негативно. Живем вместе уже 7 лет, построили дом, завели небольшое хозяйство. Я и по дому работаю, и работа основная у меня есть, достаток небольшой в семье, но стабильный. В последние два года дочерей мужа как подменили, постоянные упреки в мой адрес, постоянные мелкие придирки и так далее. Девочкам уже 15 и 17 лет. на откровенный разговор не идут, общаться нормально не хотят. Жаловалась мужу. но у него ответ такой- переходный

    Группировка

    avatar ,
              9    

    Мне 29 лет. Моей дочке 7 лет. Учиться в первом классе. Недавно я узнала, что мой ребенок создал группировку в классе. Завела список кто входит в ее группировку, принесла пластиковые резинки крученные, одела на руки ребятам ее группы. Группировка этих детей издевалась над остальными кто не хотел участвовать с ними. Организовали жуткую травлю над одним из детей. Я не знаю, что мне делать с дочкой. По сути маленькая девочка, а учительница со слезами на глазах просит как то исправить ситуацию. Как узнать что в голове ребенка? Почему так она поступила? Какие причины такого поведения? Мне очень

    Дочь меня вообще не слышит...

    avatar , Сочи
              6    

    Мне 31 год. Замужем, двое детей — Яна (13 лет) и Миша (7 лет). С младшим всё более-менее понятно, а вот с дочкой есть одна проблема: недавно она стала переодеваться при младшем брате. Миша с таким взрослым интересом её рассматривает (она у нас девушка с формами. когда я ему говорю: «Миш, иди пока в свою комнату», он напрочь отказывается) и у него возникает эрекция. А после задает мне кучу вопросов. Думаю, и так понятно каких. Меня это, если честно, напрягает. 

    С Яной я беседую по этому поводу, говорю ей, чтобы в своей комнате переодевалась, но она меня вообще не слышит, свою линию гнёт и

    Как помочь сблизиться ребенку и мужу

    V
    ,
              21    

    Есть такая ситуация у подруги. Лена в разводе, у нее есть дочь Оля 10 лет. Лена начала встречаться с мужчиной, который через некоторое время переехал к ним жить.

    Добрый день! Дочке 7 лет, казалось бы — взрослая и спокойная, но очень активная и непоседа! Но иногда вытворяет такое, что не наказать нельзя! Ставлю в угол, где она артистично плачет, могу накричать. Потом извиняюсь и корю себя, что нервная! Наказываете ли Вы детей? Как избежать ситуаций, чтоб не наказывать? 

    Нужен ли психолог?

    avatar ,
              9    

    Здравствуйте. Сыну 12 лет. Стала замечать что стал очень раздражительным. Вплоть до того, что если что-то у него не получается с уроками, он может книгу со всей силы бросить на пол. Два раза уже в школу вызывали за то, что драки там устраивает. Раньше был всегда спокойным. Это переходной возвраст или надо с ним к психологу пойти, чтоб успокоительные выписал? Посоветуйте пожалуйста. Переживаю очен

    Сын у нас учится в третьем классе, успеваемость и поведение хорошие. Очень долго просил у нас с мужем купить ему планшет. Мы хотя и имели возможность, но специально затягивали этот момент, зная о проблемах которые могут возникнуть с такими гаджетами. Но время как говорится пришло и мечта его сбылась на очередной день рождения. Конечно как и ожидалось он весь в него окунулся, разобрался, накачал игр, связался со своими одноклассниками. В общем с каждым днём время стало все больше и больше уходить на его игры с этим устройством. Сейчас с мужем хотим ограничить по времени или по дням недели сына

    Пришла вчера моя девочка пубертатного возраста и заявила, что намерена покрасить волосы в «глубокий синий». Я-то в целом не против, спокойно перенесла пирсинг и туннели в ушах, до кучи и русалочий окрас переживу ))). Сама еще помню собственный закидоны подросткового возраста.

    Но вот папа наш очень тяжело все это переживает. В его понятии девочка должна быть принцессой, милой золушкой, а не «расписным клоуном вся в металле». Его чувства мне тоже в принципе понятны. Естественная красота, теплота и нежность, которые должны исходить от юного создания, и т.д. и т.п.

    И вот у меня большая дилемма:

    Ребенок застал за сексом

    avatar , Апатиты
              10    

    Случилась у нас в семье очень щекотливая ситуация. У нас однокомнатная квартира, мы с мужем и сын 10 лет спим в одной комнате. И вот уверенные, что ребенок спит, мы с мужем перешли к сексу. И В самый «разгар» сын встает и просит попить, и судя по его виду он вообще не спал!!! Я с ним поговорила, попыталась объяснить про интимные отношения между мужчиной и женщиной, что это не страшно, не стыдно и т.д. Он молчит, смущается и только пообщал, что если у него возникнут какие-то вопросы, спросить. Происшествие никак не прокомментировал, его реакции не пойму, ведет себя как обычно. Но мне что-то


    Другие статьи по этой теме

    Воспитание и психология - Подростковая агрессивность
    Подростковая агрессивность

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    В переходном возрасте одним из видов девиантного поведения подростков является агрессивность, часто проявляющаяся в форме враждебности...

    Воспитание и психология - 10 характерных признаков мальчиков и девочек
    10 характерных признаков мальчиков и девочек

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Обсудим самые главные различия между девочками и мальчиками, девушками и парнями.

    Воспитание и психология - Как ребенок может попасть в зависимость
    Как ребенок может попасть в зависимость

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Одним из особых внутренних состояний человека является зависимость. Зависимость связана с такими характеристиками, как утрата личности, потеря...

    Воспитание и психология - О самодисциплине и организации труда школьников
    О самодисциплине и организации труда школьников

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Во время обучения в школе дети учатся самоорганизации, совершенствуются и готовятся к взрослой жизни, где все решать и планировать придется им...

    Воспитание и психология - Осторожно: подросток
    Осторожно: подросток

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Когда говорим о подростках, мы представляем себе агрессивных, неуправляемых существ, с которыми очень сложно контактировать. Именно между 12 и 17...

    Воспитание и психология - Web-поколение
    Web-поколение

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Больше половины родителей вообще не следят за тем, сколько времени их дети в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет проводят в сети Интернет, а...

    Воспитание и психология - Как сохранить контакт с подростком?
    Как сохранить контакт с подростком?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Каверзные вопросы подростков заставляют теряться. Жажда свободы и первые любовные переживания не могут не беспокоить. Они любят шокировать своим...

    Воспитание и психология - Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье
    Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки,...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье