О развитии мышления, внимания и памяти

Трудно представить современность без появления техники и электроники. Постоянно происходит стирание рамок и границ между трудом умственным и физическим. Любая работа требует проявления фантазии и некоторой смекалки, а также логического подхода и знаний.

Именно поэтому школа является частью фундамента при подготовке ребенка к дальнейшей жизни. В школе не только приобретаются знания, ребенок учится идти к цели, достигать результатов, ответственно относиться к поручениям. А учителя в свою очередь должны разжигать в детях желание учиться, многое понимать, а потом и применять в жизни все то, чему они так долго учились. Лучшим достижением совместного труда родителей и учителей будет не просто запоминание материала школьной программы, но привитие навыков осмысления, рассуждения.

Ваш ребенок растет и развивается

Компьютерные технологии настолько сильно влияют на восприятие детей, что младшеклассники способны осилить те нагрузки, что раньше были не по силам многим ученикам старших классов. Однако многие родители убеждены, что образовательные программы слишком сложны. Но чаще так считают родители тех школьников, в подготовке которых они принимали мало участия. И сами родители просто не готовы помочь школьнику, столкнувшему с проблемой решения задач, поэтому бьют тревогу из соображений собственной некомпетентности.

Дедукция и индукция – первые шаги к науке мыслить и делать выводы. Именно поняв суть методов умозаключений, ребенок поймет схематизм рассуждений, и не будет путаться в понятиях.

  • индукция поможет школьнику найти общие явления, сходные во многих проявлениях;
  • дедукция поможет разобраться в частных случаях, выявить характерные черты.

Именно так ребенок сможет найти общее и после разделить на частное, осознавая при этом действие некоторых законов и правил. Так приходит умение анализировать и рассуждать, синтезировать выводы, находя сходное в разрозненном. Именно синтез и анализ становятся нужными подходами при обучении.

В возрастном промежутке от семи до десяти лет, школьники начинают мыслить абстрактно, не представляя конкретных свойств предмета. Это помогает более пристальному изучению отдельных свойств не отвлекаясь на побочные.

Учите ребенка мыслить

Родители в силах привить малышу стремление к мыслительной деятельности. Если ребенок довольно часто пытается вычленить верное или неверное в услышанном, нужно непременно поддерживать анализ и приходить к умозаключениям. Особенно важно с раннего возраста привлекать малышей критиковать собственное поведение, в том числе речевое. Не стоит и наказывать ребенка за то, что он начинает отстаивать свою правоту. Не давайте ему остановиться в этом начинании. Пусть рассуждает, только контролируйте процесс не дайте ему стать для себя истиной в последней инстанции. Пусть ребенок учится мотивированно отстаивать взгляды.

Для младших школьников важно не просто рассуждать, но и быстро приходить к определенным решениям. Важно, чтобы решение было здравым, а не ленивым, чтобы просто закончить испытание и все.

Именно в начальной школе появляются основы целеустремленности в мыслительном процессе. Когда школьник не просто размышляет, а видит в конце пути вполне реальную цель и старается придти к ней. Именно такие стремления максимально стимулируют мыслительный процесс, позволяют сосредотачиваться на определенной задаче. В таком увлеченном состоянии ребенок легко обучается, запоминает максимум информации и способен легко воспринимать смысл и делать выводы самостоятельно. Но, как правило, такие качества могут развиваться лишь в комплексе с силой воли, твердостью характера, поэтому роль родителей в развитии умственных способностей является одной из главных.

Родители непременно должны провоцировать мышление своих детей. Развивающие творческие игры в этом могут помочь. Это могут быть пресловутые шахматы, творческие кружки, научно-популярная литература самых разнообразных направлений, совместные походы в музей и планетарий также будут способствовать лучшему развитию ребенка. Малыш должен чувствовать свободу выбора, его нельзя принуждать и лучше, если родители будут принимать активное участие в подобных занятиях.

В.А. Сухомлинский, известный педагог, советовал своим друзьям и коллегам приобщать детей к природе. Кроме эстетического о общеукрепляющего воздействия, красота природы способна развить внимание и сообразительность.

Будь внимательнее!

Для многих детей невнимательность становится главной проблемой при обучении. Рассредоточивая внимания, школьник не может сконцентрировать на решении поставленной задачи, поэтому чаще всего никак не может с ней справиться. Появляются ошибки и недочеты. Особенно сложно сосредоточиться на речи преподавателя первоклашкам.  Чаще всего такое поведение связано с тем, что ребенка с раннего возраста не приучали заниматься одним делом и не отвлекаться. По большей части это вина родителей, они должны были больше уделять внимания предшкольной подготовке малыша. Успеваемость таких детей редко может быть хорошей. Уловить все и сразу удается единицам.

Ничто так не отбивает желание выполнять задание, как осознание того, что смысла в этом нет. 

Поэтому первое время обучения, родители должны помогать ребенку сконцентрироваться на выполнении домашних заданий. Можно просто сидеть рядом и, как только ребенок отвлечется, вновь обращать его внимание к предмету изучения. Следует помнить, что ребенок не сможет внимательно что-то выполнить, если сильно устал, однообразная работа так же быстро утомляет, поэтому нужно чередовать задания. Кроме того ребенку сложно сконцентрироваться при постороннем шуме, резких запахах. Однако при монотонной работе абсолютная тишина заставляет ребенка дремать.

Рассеянность часто связана с тем, что ребенок может увлечься только одной стороной задания. Семилетнему ребенку, как правило, сложно красиво писать и при этом следить за грамотностью написанного. Не смотря на то, что малыш может знать верное написание, он может ошибиться механически, приложив все усилия для лучшего графического исполнения задания. Распределять внимание сразу на разные аспекты одного задания в раннем школьном возрасте очень сложно. Поэтому многие педагоги рекомендуют выполнять задания на черновиках. Там ребенок может не обращать внимания на красоту графическую и грамотность, нужна только смысловая составляющая. А когда она исполнена, можно заняться переписыванием, не отвлекаясь на решение самой задачи.

Ничто так не отбивает желание выполнять задание, как осознание того, что смысла в этом нет. Если ребенок убежден, что более бесполезного занятия не найти, родители должны приложить все усилия, чтобы объяснить малышу тот факт, что нет бесполезных дисциплин и заданий. Приведите пару примеров того, где может быть применим результат данного упражнения.

Тренируем память

Во многом результативность обучения зависит от свойств памяти ребенка. Если ребенок хорошо и детально запоминает все происходящее, он без труда воспроизведет это через некоторый промежуток времени. Современный поток информации, льющийся со всех сторон, провоцирует людей на тренировку памяти. Но так как этот процесс не быстрый, нужно постараться ограничить ребенка от переизбытка информации, поэтому просмотр телевизора и чтение литературы должны быть дозированными.

Процесс запоминания школьниками осуществляется двумя основными приемами: заучиванием и логическим осмыслением.

  1. Заучивание менее продуктивно. Если часть информации стирается из памяти, ребенку становится сложно воспроизвести весь блок информации.
  2. При логическом подходе к запоминанию, ребенок осмысляет только основу, которую он может воспроизвести в дальнейшем своими словами, ничего не упустив. Именно так ребенок может отделить основное и второстепенное. Так ребенок будет способен привести собственные примеры, не пытаясь останавливаться и воспроизводить то, что было описано в книге.

Понять и воспроизводить абстрактные понятия помогает в первую очередь словесно-логическая память. Именно она позволяет человеку выносить основные понятия и знания из школы, не забыв их за всю свою жизнь, активно применяя их в профессиональной деятельности и повседневных заботах.

Есть ряд советов, которые могут помочь школьнику проще воспринимать и запоминать объем информации, который необходим при обучении:

  • Непременно для начала активного запоминания ребенок должен сосредоточиться и сконцентрироваться на мысли, что перед ним стоит конкретная задача, после ее выполнения он может заняться, чем угодно. Эффект будет от одного внимательного прочтения гораздо большим, чем от трех рассеянных попыток.
  • Не стоит браться за запоминание в утомленном состоянии, ничего не получится. Лучше это сделать утром или в дневное время.
  • Сначала нужно уловить смысл текста, а потом распространяться на детали. Многим помогает осмыслить текст пересказ прочитанного.
  • Текст нужно расчленить на несколько частей и кусочками пытаться запоминать. Вспоминать поможет план, составленный по основным моментам текста. 
  • Полезно экспериментировать и проверять результативность каждого вида памяти. У кого-то сильнее слуховая, у кого-то зрительная. Лучшим результат может быть при подключении всех видов.
  • Если применять полученные знания на практике, они лучше сохраняются  в памяти.
  • Особенно ярко воспринимается информация, полученная в период сильного эмоционального подъема, ярких эмоциональных всплесков.
  • Еще одним важным условием отличного хранения информации продолжительное время является периодическое повторение материала. Забывание материала начинается уже в первые три минуты, поэтому стоит после короткого перерыва повторить.

Но часто этого делать не стоит. Информация перестает восприниматься вовсе, поэтому не стоит изнурять ребенка бессмысленным занятием. Если при пересказе ребенок почти не отклоняется от текста, можно прекращать занятие. Будет полезным научить ребенка самоконтролю, чтобы о сам научился ориентироваться в качестве изученной информации. Если малыш что-то упустил, он должен сам исправить эту ошибку. В будущем это избавит вас от проверки уроков в старших классах.

Если материал очень большой, то, как и его изучение, стоит сделать дробным повторение. Тогда наверняка ребенок ничего не упустит и сможет воспроизвести информацию в дальнейшем.

Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    11 читателей || 11 записей

    На форуме вас ждет многообразие развивающих занятий с ребенком: окружающий мир, профессии, свойства предметов, музыкальные занятия, математические навыки, творческое, сенсорное и физическое развитие. Обсуждаем материалы, пособия готовые и самодельные, методическую литературу, игры и игрушки.

    Записи из наших сообществах

    Добрый день, хочу вам посоветовать, милые мамочки, у которых есть сейчас детишки возрастом до 3х годиков. Обязательно, начиная с 1,5 года настоятельно рекомендую водить их в школу для развития детей. Дома-это одно, а в школе специальные педагоги с психологическим уклоном, которые явно знают свое дело. Там вашему малышу будет гораздо интереснее. Во-первых, в этой школе много детишек, и вашему малюку будет не скучно, во-вторых, педагоги предусмотрели множество игр для развития умственных способностей ребёнка. Детки друг за другом повторяют и выполняют правильные задания с огромным

    Как привить ребенку интерес к буквам ?

    avatar , Прокопьевск
              9    

    Младшему сыну 4 года, просит читать книжки (и я конечно этому рада). На фоне его интереса, решила начать с ним изучать и запоминать буквы. Испробовала разные варианты, методики, книжки, но результат один — просто закрывает книгу и не хочет даже рассматривать буквы и уж тем более их повторять. 

    Как научить ребенка, и привить ему интерес к буквам. Старший сын в 4 года знал уже их все, а младший пока ни одной

    Я за занятость ребенка, так чтоб он меньше сидел в планшете и компьютере, но все заканчивается скандалами и «ты меня не любишь». Раньше мой сын, а нам 11 лет, ходил на рукопашный бой и английский, потом он плавно съехал с темы рукопашного -то мы заболели, то напряг с домашними заданиями и в общем, все… сидим дома. Я все время пытаюсь его заинтересовать хоть чем-то, но ему не интересно, а то чем он увлекается, я не могу найти хоть капельку подобного, такого клуба по интересам просо нет. У меня, как у мамы, желание его максимально напрячь, чтоб он не рос шалтаем-болтаем, а у него

    Моему сыну 2 года и 5 месяцев и его нежелание идти на контакт с другими детьми меня очень беспокоит. Начну сначала: когда ему исполнилось 2 я решила, что хватит сидеть дома, пора в школу раннего развития. Мы подобрали оптимальную школу, с самыми лучшими рекомендациями в городе, и уже первое занятие меня повергло в шок: ему было не интересно, он цеплялся за меня, ревел и просился уйти.Стоит отметить, что так было и на ритмике, и на развитии речи, и на английском, и на аппликации. Конечно, мы все свернули, потому что и на второй, и на третий раз ситуация повторилась. Он очень сообразительный

    Сейчас заметили что у дочки ведущая ручка — левая, но в семье мужа и моей не было замечено таковых, поэтому мы озадачены данным явлением. Подскажите, как обустроить мир вокруг ребенка чтобы максимально адаптировать его к миру праворуких? Имеется в виду нужны ли особые предметы, стол, канцелярия и т.д.

    Я хочу проконсультироваться с родителями у которых дети в возраст от 5 до 6 лет. Дочка сама хочет читать и пытается понаслышке написать. Пишет она смотря в буквы в алфавите, к примеру, слово мама — находит буквы и пишет сама. Это нормально, как вы считаете? Я как-то не хочу все это наутек, может водить на уроки по чтению и письму.

    Сейчас наш сын ходит в садик. а в следующем году — пойдёт в школу. Водить на занятия по подготовке к школе нет возможности. Как можно самому дополнительно развивать ребёнка? Что можно придумать для него такого, чтобы он потом успешно учился? У нас в садике, мне кажется, на подготовку детей обращают мало внимания.

    Девочки, ищу отзывы по детской школе путешественников (это в Серебряном бору), кто был? Как впечатления?

    Поделитесь, пожалуйста, как вы проводите занятие с детками на развитие мелкой моторики. Я много читала о том, что один из самых лучших материалов – это пластилин. Но дело в том, что мой ребенок пробует его постоянно на зуб. Обычно у нас это происходит так: 5 минут лепим, дальше игра кто быстрее: сын возьмет пластилин в рот или мама все-таки успеет выхватить до попадания в рот. И так уже несколько месяцев делала перерыв, но спустя время все повторяется.

    Когда моей доченьке было 8 месяцев я решила попробовать комплексную систему занятий «Школа семи гномов». Эта система понравилась мне своим многообразием и интересными заданиями, работой с карточками и очень классными яркими картинками, а также доступным описанием на страничке родителей. Эти занятия помогли дочке стать усидчивой, внимательной. Через 5-6 месяцев она стала разговаривать с большим словарным запасом. Сейчас ребенку уже 3,5 года. Эти книги с нами во всех поездках, и дочь постоянно просит позаниматься с ней.


    Другие статьи по этой теме

    Развитие - Помощь детям с  нарушениями процесса чтения и письма
    Помощь детям с нарушениями процесса чтения и письма

    Развитие /Отзывы (0)

    Точная, правильная устная и письменная речь выступает в качестве необходимого условия для формирования успешной личности. При этом помочь овладеть...

    Развитие - О разрушителях талантов
    О разрушителях талантов

    Развитие /Отзывы (0)

    Вы когда-нибудь строили карточный домик? Простейший «двухэтажный» домик из семи карт вы будете строить минут пятнадцать-двадцать, и за время...

    Развитие - Развиваем воображение и фантазию
    Развиваем воображение и фантазию

    Развитие /Отзывы (0)

    Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие...

    Развитие - Чтобы поход в музей был в радость
    Чтобы поход в музей был в радость

    Развитие /Отзывы (0)

    Спросите любого своего знакомого, хоть взрослого, хоть ребенка, про его мнение о музеях. Разумеется, ответов будет много, но скорее всего вы...

    Развитие - Раскрываем таланты своих детей
    Раскрываем таланты своих детей

    Развитие /Отзывы (2)

    Чем мы руководствуемся, отдавая ребенка в спортивную секцию или художественную школу, зачем мы это делаем? Как мы можем точно узнать, к какому виду...

    Развитие - Юные фотографы
    Юные фотографы

    Развитие /Отзывы (1)

    Занятие фотографией – замечательное хобби не только для взрослых, но и для детей. Благодаря фотографии ребенок развивается интеллектуально,...

    Развитие - Театр на даче
    Театр на даче

    Развитие /Отзывы (0)

    Дача – это другая жизнь, параллельная реальность. Другой воздух, другое небо, все другое. Именно это погружение, эта перемена (как и путешествия)...

    Развитие - Читать или не читать?
    Читать или не читать?

    Развитие /Отзывы (0)

    Никого уже не удивляет тот факт, что современные дети практически не знакомы с книгами. В лучшем случае они читают комиксы и журналы, школьная...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье