Система Самбурской: глобальное чтение, количественная математика

Система Самбурской - Система Самбурской: глобальное чтение, количественная математикаКандидат педагогических наук, психолог Алиса Анатольевна Самбурская является автором уникальной системы «Музыка интеллекта», которая предполагает раннее обучение детей письму, чтению, математике на основе музыкальной деятельности.

Педагог и психолог А.А. Самбурская уверена, что музыкальные ритмы положительно влияют не только на уровень интеллектуального и духовного развития ребенка, но и на его показатели физического развития. Разработанная автором система обучения и развития подходит всем детям, независимо от их способностей и уровня развития.

Основы системы Самбурской

Исходя из результатов многочисленных научно-экспериментальных исследований, у детей до 10 лет функции правого полушария мозга доминируют над левым полушарием. Эта закономерность проявляется в повышенной эмоциональности и впечатлительности детей, их двигательной активности и развитом наглядно-образном мышлении. Дети, по мнению Самбурской, воспринимают любую информацию глобально. Эта способность мозга позволяет малышу справиться с огромным потоком внешней информации, которая сразу «обрушивается» на него после появления на свет. Автор системы в своих работах предлагает родителям и педагогам два основных направления развития детей: глобальное чтение и количественная математика. Эти направления основываются на наглядно-образном восприятии новой информации ребенком.

Самбурская А.А. отмечает, что методы современной дошкольной и школьной системы образования, к сожалению, ориентированы на развитие у ребенка левого полушария, и новый материал подается детям, основываясь на их логико-знаковое мышление. Этот тип мышления у дошкольников еще полностью не сформировался, поэтому родители в процессе обучения своих детей сталкиваются с различными трудностями. Все это приводит к уменьшению у детей интереса к обучению и снижению эффективности образовательного процесса.

Глобальное чтение по системе Самбурской

Система Самбурской: глобальное чтение, количественная математика - Основы системы СамбурскойНа основе научной концепции нейрофизиолога Глена Домина и известного педагога Шиничи Судзуки Самбурская А.А. разработала авторскую методику глобального чтения. Суть этой методики заключается в том, что детей дошкольного возраста нужно учить читать целыми словами, а не по отдельным частям или алгоритмам. При этом родители или педагог должны организовать обучающий процесс таким образом, чтобы малыш сначала воспринимал написанные целиком слова, затем словосочетания, а потом короткие предложения с помощью зрительных и слуховых анализаторов. В результате малыш самостоятельно сформирует технологию чтения слов и текста.

Методика глобального чтения позволяет ребенку:

  • читать любой текст выразительно и бегло, с пониманием смысла прочитанной информации;
  • читать отдельные целые слова;
  • распознавать отдельные буквы;
  • читать сложные или длинные слова по слогам.

Методика глобального чтения также позволяет в дальнейшем устранить трудности и ошибки у детей при чтении. Эта методика чтения способствует активизации работы двух полушарий головного мозга, а также улучшает их взаимодействие между собой. В результате у детей, которые обучаются по методике глобального чтения, не отмечаются признаки дислексии.

Самбурская предлагает для обучения чтению подготовить карточки, которые изготавливаются из картона белого цвета. Для малышей до 1 года рекомендуется использовать крупный шрифт, а для детей постарше – более мелкий шрифт. Лучше всего карточки для занятий сделать самостоятельно, так как они будут содержать слова, которые именно вы выбрали для обучения своего малыша, а не типография.

Автор системы предлагает начать обучения глобальному чтению по следующей схеме:

  1. 1. Чтение знакомых для ребенка слов: существительных (папа, сестра), глаголов в неопределенной форме (пить, гулять), прилагательных (синий, зеленый).
  2. 2. Чтение словосочетаний, составленных из знакомых крохе слов. Сначала можно читать с малышом словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного: красная клубника, желтая шапка. Потом словосочетания, состоящие из двух существительных: шум прибоя.
  3. 3. Чтение коротких предложений, которые описывают знакомые для малыша действия. Например, я играю или папа спит.

После освоения вышеуказанных этапов обучения чтению, автор методики предлагает родителям сделать собственноручно специальную книжку для чтения. Для ее изготовления можно взять старую книгу и заклеить типографический текст собственными картинками и короткими к ним предложениями.

Самбурская А.А. предлагает родителям показывать малышу одно слово 15–17 раз. Длится одно занятие 15 секунд. В день ребенку желательно показать 15 новых слов. Наилучшими темами для крохи являются:

  • члены семьи;
  • части тела;
  • животные;
  • любимые игрушки;
  • предметы, которые малыша окружают в доме;
  • продукты питания;
  • знакомые действия.

Автор методики глобального чтения рекомендует родителям в процессе обучения своих малышей создавать для них ситуации успеха, чаще хвалить кроху и заканчивать занятия до того момента, когда ребенок устал и ему уже не хочется с вами играть.

Количественная математика по системе Самбурской

Автор системы уверена, что отсутствие у дошкольника «чувства числа» и неправильно сформированные первичные математические представления порождают пробелы в дальнейшем изучении математики. Часто педагоги и родители учат малыша сразу оперировать цифрами, а не использовать количество предметов и количественный счет.

В связи с этим, важно на начальных этапах формирования математических понятий уделять особое внимание именно количеству предмету, а не цифре или последовательному счету.

Если у малыша будут полностью сформированы количественные представления, то он за один день он сможет освоить знаки, которыми графически обозначают цифры. При этом у ребенка образ цифры будет всегда ассоциироваться с образом количества.

Самбурская А.А. рекомендует родителям для занятий использовать карточки, на которых изображено различное количество предметов: клубничек, кубиков, морковок и т.д. Можно для обучения воспользоваться готовыми карточками Домана, на которых изображены точки.

Влияние музыки на интеллект ребенка

Сегодня среди психологов и педагогов возрос интерес к музыкальному образованию, которое имеет глобальное значение для развития психики и культурного уровня человека. Результаты научно-экспериментальной деятельности показали, что прослушивание музыкальных ритмов:

  • влияет на частоту пульса, уровень в крови сахара и показатели кровяного давления;
  • воздействует на мышечный тонус;
  • стимулирует развитие эмоционального фона;
  • улучшает вербальные способности;
  • развивает математические способности;
  • активизирует креативное мышление;
  • стимулирует развитие памяти и восприятия.

Правильно подобранные музыкальные композиции могут оптимизировать работу мозга человека. Для развития малышей музыка играет особую роль, так как способствует конструированию мозга. В связи с этим, важно, чтобы кроха до рождения и после появления на свет слышал красивую музыку.

Автор методики «Музыка интеллекта» уверена, что музыкальное восприятие является сложным творческим процессом, в основе которого находится умение слушать и переживать музыкальное содержание. Малыш, слушая музыку, «вживается» в музыкальные образы, которые вызывают у него разнообразные ассоциации. При этом восприятие музыкальных ритмов может быть как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Пассивное восприятие ребенком специально подобранной музыки способствует:

  • активизации зрительного и слухового восприятия;
  • развитию внимания;
  • улучшению кратковременной памяти;
  • повышению уровня математических и речевых навыков.

Музыка часто выступает как один из методов стимуляции, направленный на пробуждение интереса к новому материалу. Музыкальное сопровождение на занятиях дает только положительный эффект и способствует увеличению концентрации внимания.

Самбурская А.А. рекомендует родителям и педагогам включать малышам классическую музыку известных композиторов: И.С. Баха, Л.Бетховена, И. Альбениса, А. Вивальди, В. А. Моцарта, М. Мусоргского, Н. Паганини, С.В Рахманинова, П.И. Чайковского, Ф. Шопена, И. Штрауса. Крохе также можно прослушивать музыкальные произведения знаменитых эстрадно-джазовых исполнителей: C.Basie, G.Benson, D.Brubeck, F.Papetti.

Родителям автор системы «Музыка интеллекта» советует ежедневно включать ребенку различные музыкальные произведения. Важно малышу с раннего детства прививать вкус к правильной музыке. Это в дальнейшем положительно отобразится на его интеллектуальном и духовном потенциале.

Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Другие статьи по этой теме

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье