Обучение чтению глобальным способом по системе А.Самбурской

 - Обучение чтению глобальным способом по системе А.СамбурскойАвторская методика глобального чтения от педагога-психолога Алисы Самбурской отвергает традиционную технику обучения путем деления слова на фонемные элементы. Согласно её новаторской концепции маленький ребенок лучше и осмысленнее воспринимает информацию, если она подается ему целиком, глобально. Подача материала отдельными, порою не связанными логически частями усложняет и затягивает учебный процесс.

Основное содержание методики

Глобальный метод обучения чтению заключается в том, чтобы научить малыша читать сразу словами, минуя подготовительное знакомство с буквами и фонемами. Стандартный процесс разбивки слова на слоги неизменно приводит к тому, что ребенок читает не ради понимания смысла, его цель – лишь соединить эти слоги в слова.

Методика глобального чтения предполагает, что, запоминая слово целиком, маленький ученик и напишет впоследствии его без орфографических ошибок. А само чтение будет беглым, выразительным и, главное, осмысленным.

Практические занятия по глобальному чтению

Основа применения метода на практике – это карточки со знакомыми ребенку словами. При этом самые первые ознакомительные пособия должны быть выполнены на плотной белой бумаге шрифтом красного цвета, а слова на них – довольно крупные, не менее 10 см в высоту. Впрочем, данного правила следует придерживаться, если малышу еще не исполнилось и года, более старшие дети смогут воспринять и шрифт помельче.

Первый этап

На данном этапе ребенок знакомится с уже знакомыми ему словами, которые каждый день у него на слуху. Как правило, это «мама», «папа», «деда» и т.д., это могут быть названия окружающих его предметов и обязательно собственное имя, имена родителей, близких родственников.

                              Обучение чтению глобальным способом по системе А.Самбурской - Основное содержание методики

Когда малыш научится ориентироваться с существительными, начинайте вводить глаголы в начальной форме, также понятные для его восприятия – «гулять», «пить», «играть». От глаголов плавно перейдите к прилагательным. Вначале это могут быть цвета, обозначения настроения.

Второй этап

Следующий этап – это введение словосочетаний. Они составляются из уже знакомых ребенку слов, при этом поначалу должно фигурировать название цвета, например – «красный мяч». Постепенно следует знакомить маленького ученика прилагательными, противоположными по значению. Когда малыш освоится с ними, переходите на карточки-словосочетания, где одно из слов окажется новым, незнакомым.

                              

Этап словосочетаний более длительный по сравнению с подготовительным курсом. Завершается он сочетаниями «сущ. + сущ.».

Третий этап

Далее переходим к этапу коротких предложений, состоящих из двух слов. Здесь уже можно оперировать не карточками, а книжками с яркими иллюстрациями. Скорее всего, это будут самоделки, представляющие собой изображения и мини-предложения. Шрифт, естественно, может быть не таким крупным, как на карточках, однако к данному времени ребенок уже легко его воспринимает.

Важные рекомендации к занятиям

Чтобы практические занятия не стали ежедневной рутиной, родителям следует придерживаться определенных правил и советов:

  • Показывайте одно слово не более 15 секунд, просто называя его без каких-либо комментариев. Таких показов можно делать трижды в течение одного дня.
  • На первом этапе вводится примерно 15–17 слов. Каждое из них в целом демонстрируется малышу 15 раз, после чего он начнет его узнавать, затем оно убирается и заменяется новым.
  • Произносите слова не так, как они пишутся, а как вы говорите их в обычной устной речи.
  • Не затягивайте каждое занятие, иначе ребенок начнет воспринимать его не как игру, а как скучную обязаловку.
  • Обязательно хвалите малыша, причем как можно чаще – это непременно вдохновит его.
  • Не контролируйте сразу, насколько ваш юный гений усвоил предыдущие уроки. Ненавязчиво проверить можно только при уверенности, что слово наверняка запомнилось.

Основные темы для карточек

Приоритетными направлениями при составлении карточек должны стать:

  • Семья (мама, папа, баба, деда и т.д.);
  • Части тела (нога, рука, рот, глаза);
  • Животные, в основном игрушечные (киса, мишка, зайка);
  • Названия его любимых игрушек;
  • Предметы быта, знакомые ребенку;
  • Еда, которую любит малыш или хотя бы знаком с ней;
  • Глаголы в начальной форме, обозначающие привычные действия.

Не стоит бояться длинных, многосложных слов. Как утверждает А. Самбурская, даже маленькие дети способны быстро их усвоить.

Что такое активные карточки

По мере накопления достаточного количества карточек некоторые из них можно использовать для развивающих игр с ребенком. С их помощью можно воспроизводить различные сюжеты. Например, мишка-официант приносит малышу разные сладости на подносе, а ребенок читает, чем его угощают.

На самом деле подобных тем и сюжетов можно придумать немало. Кроме осмысления написанных на активных карточках слов дети учатся воображению и символьному мышлению, примеряют на себя различные роли.

Методика А. Самбурской и Г. Домана

Обучение глобальному чтению по системе Домана и концепции Самбурской по своей основе очень похожи. Обе теории делают ставку на раннее развитие малыша помощью наглядных пособий – карточек. Однако различие можно обнаружить прежде всего в их количестве. Если американский врач предлагает вводить в течение дня по 25 слов, то Самбурская А. А. ограничивает их количество до 15–17 карточек.

Кроме того, российский автор прилагает к своей системе немало практических рекомендаций, учитывающих психологические особенности ребенка.

Методика глобального чтения, разработанная Алисой Самбурской, позволит родителям научить своего малыша осмысленности процесса обучения, развить в нем память, внимание и символьное мышление.

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 3
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Другие статьи по этой теме

    Система Самбурской - Влияние музыки на интеллект. “Музыка интеллекта” А.Самбурской
    Влияние музыки на интеллект. “Музыка интеллекта” А.Самбурской

    Система Самбурской /Отзывы (0)

    Благодатное влияние классической музыки на формирование детского интеллекта замечено уже давно. Педагог-психолог А. А. Самбурская сформулировала...

    Система Самбурской - Количественная математика по системе  А.Самбурской
    Количественная математика по системе А.Самбурской

    Система Самбурской /Отзывы (0)

    Педагог-психолог Алиса Самбурская утверждает, что развитию ребенка следует уделять внимание задолго до достижения ими школьного возраста. Согласно...

    Система Самбурской - Система Самбурской: глобальное чтение, количественная математика
    Система Самбурской: глобальное чтение, количественная математика

    Система Самбурской /Отзывы (0)

    Кандидат педагогических наук, психолог Алиса Анатольевна Самбурская является автором уникальной системы «Музыка интеллекта», которая предполагает...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье