- Целью обучения является общее развитие каждого учащегося;
- Необходимо учитывать особенности детей во время обучения;
- Построение программы обучения происходит с учетом образовательных стандартов.
На данный момент в научно-методическом центре им. Л.В. Занкова уже разработан учебно-методический комплект для начальной школы. Учебные пособия разработаны для четырехлетней школы и одобрен Министерством образования Российской Федерации.
Так как требования и потребности общества на современном этапе изменились, вместе с ними должны меняться и цели обучения в общеобразовательных школах, в том числе и в начальной школе. Теперь исходя из условий современной жизни, задания формулируются так, чтобы побуждать детей к поисковой деятельности.
Все учебники составленные последователями Занкова созданы так, чтобы удивлять детей, а, следовательно, давать им импульс для успешного усвоения материала. Эмоциональный фактор играет важнейшую роль для обучения в начальной школе. Именно этот фактор способствует быстрому развитию интеллектуальных, нравственных и творческих способностей ребенка.
Система обучения Занкова была создана с учетом всех особенностей возрастного этапа. Так, для младших школьников характерна слитность мышления. Проще говоря, в этом возрасте, ребенок воспринимает мир целостно, не анализируя его. Аналитическое мышление формируется у ребенка несколько позже. С учетом этой особенности, информация преподается детям не в виде отдельных явлений и фактов, а в виде связей этих фактов и явлений. Эти связи образуют в сознании ребенка единое целое, а значит, ему легче усвоить информацию.
Про гнездо и гнездышко
В пример сказанного можно привести отрывок из урока в классе Занкова.
Детям был предложен перечень слов: берлога, гнездо, гнездышко, нора, норка, хатка и логово. Задача детей была поселить животных в свой домик, то есть определить, кто живет в логове, а кто – в гнезде. К этому же заданию прилагалась иллюстрация с различными животными, которых и нужно было расселить по своим домам.
Дети сразу столкнулись с трудностью: необходимо было определить, в чем разница между гнездом и гнездышком и правильно расселить ласточку и аиста. В итоге дети пришли к выводу, что раз аист большой – ему полагается жить в гнезде, а маленькой ласточке нужно жить в гнездышке. Так же расселили животных в нору и норку выбрав для норки животных поменьше. В итоге занятия дети не только расширили словарный запас, но и усвоили понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах – они самостоятельно определили, что суффикс меняет значение слова. И абсолютно неважно, все ли дети справились с заданием одинаково – каждый ребенок занял свой уровень в соответствии со своими особенностями.
В итоге, когда во втором классе дети начнут изучать состав слова, дети уже будут иметь понятие о суффиксе, а значит, гораздо быстрее усвоят материал. Знание о составе слова постепенно пригодится во время усвоения нового, более сложного знания. Таким образом, знания, полученные в первом классе, повторяются во втором и в третьем, постепенно обрастая подробностями. Благодаря такой последовательности дети гораздо лучше усваивают информацию. В традиционных учебниках гораздо меньше таких заданий, которые потом будут повторяться в дальнейшем обучении. Кроме этого, они лишены элемента открытия, а ведь именно это способствует исследовательской деятельности ребенка.
Противоречия занковской системы
Проанализировав систему обучения Занкова можно сказать, что она основывается на двух противоречиях.
Во-первых, можно сказать, что дети во многом похожи на взрослых. Им так же, как и нам, необходима мотивация, чтобы успешно работать, им так же необходимо для начала настроиться, подготовиться к работе.
Во-вторых, дети очень отличаются от взрослых: мы по-разному воспринимаем информацию, наше мировоззрение так же отличается, как и оценивание, окружающего нас мира.
Именно поэтому, процесс обучения в школах Занкова строится, ориентируясь на завтрашний день. Учитываются особенности каждого ребенка в отдельности, и его возрастных особенностей. Информация, которая преподается в занковских школах, практична и необходима ребенку для дальнейшего ребенка.