Монтессори-педагогика: глаза в глаза с детьми

В Монтессори-педагогике очень простая главная идея – ребенок определяет все. На вводных занятиях специально обученные педагоги  разъясняют родителям, что лежит в основе метода, и как эти идеи реализуются на практике, и все же попавшие на занятие Монтессори-группы взрослые часто не могут справиться с недоумением: «Что это такое?! Хаос!». Им кажется, что дети вообще оставлены без внимания педагогов.

Педагогическая система, созданная Марией Монтессори (1870–1952) – одна из самых авторитетных в мире. Сама синьора Монтессори, специальным решением ЮНЕСКО ( 1988 ), признана одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Рассмотрим эту систему внимательнее. 

Философия метода

В педагогической системе Марии Монтессори самым главным действующим лицом, центром тяготения и определяющим элементом является ребенок. В традиционной педагогике ребенок тоже в центре внимания, но там он – кусок бесформенного материала, которому педагоги придают нужную форму. Мария Монтессори была глубоко убеждена, что развивающийся и познающий мир ребенок может сам определять процесс своего познания мира и формирования своей личности. Абсолютно самостоятельной автономной творческой личностью ребенок становится не тогда, когда получит паспорт, а с рождения! И поэтому при правильной организации процесса, в котором педагогам и родителям отводится роль помощников, а не воспитателей, личность ребенка действительно обладает достаточной самоорганизующей силой, чтобы позитивный процесс формирования личности поддерживался за счет энергии этого источника.

Одним из фундаментальных понятий системы Монтессори является так называемый «сенситивный» опыт. Создатель метода считала, что дети познают окружающий их мир, формируя свои представления о нем через чувства. Поэтому материалы, с которыми дети работают в школах Монтессори, это предметы, с помощью которых они могут получать этот самый «сенситивный», то есть чувственный опыт. Взвешивая в одной руке бусину, а в другой – нанизанные на общую нитку тысячу бусин, ребенок получает ясное, чувственное представление о числах, не перегружая сознание бессмысленными, по мнению Монтессори, абстрактными понятиями.

Правильно подготовленная среда помогает ребенку постепенно становиться все более независимым от взрослых. 

Из предметов, формирующих у ученика чувственный опыт, создается, знаменитая Подготовленная среда – еще один важнейший элемент педагогического учения Монтессори. Правильно подготовленная среда помогает ребенку постепенно становиться все более независимым от взрослых. Этой цели подчинены все параметры среды: размер и расположение предметов соответствуют росту и пропорциям ребенка. Дети могут сами формировать среду в соответствии с собственными представлениями об удобстве рабочего места, переставляя, например, столы и стулья. Сами предметы среды – напоминание об эстетичности и элегантности. Принято, например, использовать  фарфор хорошего качества – дети приучаются к уверенному обращению с тонкими и хрупкими предметами и осознают их художественную ценность.

Взрослые в педагогике Монтессори играют непростые роли Помощников и Наблюдателей. Как тело ребенка, развиваясь и совершенствуясь, обеспечивает ему свободу движения, так и дух его испытывает стремление к познанию окружающего мира и духовной независимости. Взрослые внимательно наблюдают за тем, как ребенок удовлетворяет это стремление и помогают ему в этом процессе, создавая и настраивая под ребенка описанную выше среду. Ребенок разглядывая, выслушивая, обнюхивая, пробуя на вкус и, наконец, ощупывая предметы Среды, накапливает чувственный опыт. Накопление чувственного опыта, переработка впечатлений в представления и понятия – процесс сугубо индивидуальный. Взрослые владеют техникой распознавания фаз этого процесса и помогают ребенку в преодолении неизбежных проблем.

Практика

Практическая реализация метода Марии Монтессори происходит в различных учебных заведениях (сады, центры, школы), в которых создается та самая Подготовленная Среда.

Занятия в Монтессори-группах организованы так, что взрослым, приходящим вместе с детьми отведена определенная роль. Помимо предварительных занятий со взрослыми, педагоги постоянно контактируют с мамами и папами, разъясняя, как правильно организовать Среду дома и как правильно работать  с малышом, чтобы домашние занятия были органичным продолжением групповых.

Порядок на занятиях регулируется немногочисленными, но строгими правилами, которые доводятся педагогами и до родителей и до детей. Правила сформулированы не в виде запретов, а в виде позитивных установок: «Материалы лежат на полках.  Для работы мы берем их только с полок».

Пространственно-предметная среда, создаваемая в группе, поддержание порядка в ней – предмет постоянного внимания педагога. К вечеру в помещении группы обычно царит первозданный хаос: в течение дня дети разбирают лежащие на полках материалы и активно «работают» с ними. Наведению абсолютного порядка обычно посвящаются последние полчаса занятий. Все дети принимают активное участие в наведении порядка, приучаясь к аккуратности.

Педагог следит за тем, чтобы в группе не возникало конфликтов. Когда дети не могут поделить место или какой-то предмет, им обоим разъясняют, как договориться об очередности. Дети постепенно перенимают у педагога его функции. Состав Монтессори-групп, как правило, разновозрастный и младшие дети подключаются к занятиям по мере поступления. Обычно старшие ребята, видя, что недавно принятый в группу малыш, нуждается во внимании, сами подходят к нему и показывают что-нибудь или рассказывают.

Работа Монтессори-педагогов требует не только психологической но и хорошей физической подготовки. Значительную часть занятия педагог проводит, присев на корточки. Эта профессиональная поза Монтессори-педагога даже стала названием одной из книг известного и в России и далеко за ее рубежами пропагандиста Монтессори-педагогики Елены Хилтонен. Книга называется: «Уроки на корточках». В ней Елена Александровна рассказывает, что именно так, присев, чтобы глаза педагога оказались на уровне глаз ребенка удается наладить общение с ним. И ребенок испытывает гораздо большее доверие и симпатию к тем, кто рядом настолько, что можно дотронуться рукой до лица.

Мне нравится 0

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    2 читателя || 1 запись

    Форум Монтессори-родителей. Обсуждаем особенности и специфику педагогики, обучения, социализации ребенка. Посещение детского Монтессори-сада и школы, материал, создание домашней среды для ребенка. Делимся своим опытом, отвечаем на вопросы.

    Записи из наших сообществах

    Насколько полноценна методика Монтессори?

    avatar , Воронеж
              3    

    Вопрос к «монтессори-родителям», чьи дети посещают монтессори-сад: не кажется ли вам, что методика несколько бедновата творческим развитием?

    Дочке 5 лет, с 2.5 посещает Монтессори-сад. Довольны все: и мы с мужем и ребенок с удовольствием ходит в садик. В плане обучения я всем довольна: ребенок читает, пишет, с легкостью решает математические и логические задачки, имеет приличный словарный запас слов на английском. Такое положение радует, но в принципе я не сторонник сильно нагружать детей в таком возрасте «уроками». Меня больше волнует другое: когда я вспоминаю свое собственное пребывание в


    Другие статьи по этой теме

    Методика Монтессори - Материалы Монтессори. Зачем они нужны?
    Материалы Монтессори. Зачем они нужны?

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Будучи дипломированным врачом, Мария Монтессори заботилась не только о духовном и умственном развитии ребенка, но и о его физиологических...

    Методика Монтессори - Свобода действий в группах Монтессори
    Свобода действий в группах Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Любой педагог, работающий по системе Монтессори, не раз видел, как родители ограничивают свободу действий своего ребенка. Приведя его в группу,...

    Методика Монтессори - Специфика Монтессори-педагогики
    Специфика Монтессори-педагогики

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Каждый ребенок изначально приходит в этот мир с большим потенциалом. Он может стать кем угодно – все будет зависеть только от его желания и от...

    Методика Монтессори - Монтессори-социализация. Это когда тебя понимают…
    Монтессори-социализация. Это когда тебя понимают…

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    В методике Монтессори социальные навыки по-другому называются коммуникабельностью. Только коммуникабельность – качество интуитивно воспринимаемое,...

    Методика Монтессори - Развиваем речь и письмо
    Развиваем речь и письмо

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Обучение письму и говорению требует длительной подготовки. Ведь только взрослым кажется, что эти действия элементарны и не требуют особых усилий,...

    Методика Монтессори - Поощрение в педагогике Монтессори
    Поощрение в педагогике Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Некоторые родители, чьи дети посещают Монтессори-группы, удивляются, ведь на занятиях не разрешается говорить детям «Молодец!». Все мы привыкли...

    Методика Монтессори - Конфликты в Монтессори-группе
    Конфликты в Монтессори-группе

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Конфликт в Монтессори-группе – явление редкое. Но, поскольку каждый вид учебных материалов в группе имеется в единственном экземпляре – таково...

    Методика Монтессори - Недостатки методики Монтессори
    Недостатки методики Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (1)

    Разумеется, несмотря на явную уникальность и эффективность наработок Монтессори, в ее методике существуют и минусы, как и в любой методике, честно...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье