Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.

 - Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.Вот уже много лет трендом в образовании выступает " гармоничное развитие ребенка", под которым понимают, что малыш должен уметь практически все: и танцевать, и в шахматы играть, и на коньках бегать и, конечно же, иметь успехи по всем школьным предметам и читать с пеленок. Т.е. это успешное интеллектуальное и физическое раннее развитие ребенка. Возможно ли это в реальности? Много ли мы знаем таких детей? И если да, то какой ценой?
Большинство родителей где-то в глубине души понимают, что задача практически не выполнима, или, мягко говоря, не из легких. Но упорно ведут свое чадо «в драм кружок, кружок по танцам...» и т.д. и т.п. Автор статьи кандидат психологических наук, детский психотерапевт предлагает посмотреть на этот процесс с точки зрения науки, а именно детской психологии и нейропсихологии.  

Чтение и счет с пеленок

Эта тема очень болезненна для психологов, педагогов и нейропсихологов, т.к. в последнее время укоренилось мнение среди родителей и даже среди некоторых горе-педагогов, что чем раньше, тем лучше. Но это глубокое заблуждение!!!!!
В вопросах обучения – всему свое время, особенно в вопросах чтения и счета.

  • Во-первых, к 2–3-м годам у ребенка еще не сформированы соответствующие отделы головного мозга. Можно, конечно же, форсировать события, обучая ребенка буквам и цифрам, но это приведет к диспропорции в развитии структур головного мозга – будут усиленно развиваться отделы, отвечающие за чтение и счет, а отделы, которым положено развиваться в этом возрасте, останутся недоразвитыми.

Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители. - Чтение и счет с пеленокКак это скажется на ребенке в последующем? В ближайшем будущем могут появиться тики, логоневрозы, нарушении координации и т.д. Если отделам мозга удастся компенсироваться, и Вы получите внешне гения, то к 9-ти годам такой ребенок начнет испытывать серьезные проблемы в школе, т.к. начнутся очередные возрастные перестройки в структуре головного мозга, а каждый этап развития мозга и его структур базируется на предыдущих этапах и структурах. Возникнет дисбаланс, который обязательно скажется на психическом состоянии и развитии ребенка.

Поэтому нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка чтению до 4–5 лет.

  • Во-вторых, с психологической точки зрения, письменная речь и счет формируются в игровой и изобразительной деятельности, которые, в свою очередь, достигнут адекватного развития приблизительно к 5 годам.

В настоящее время из-за перегрузок детей в детских садах и центрах, навязывании им ранней учебной деятельности, игровая деятельность сильно отстает в своем развитии, что сказывается на психическом развитии дошкольников в целом.
В последующем такие дошкольники – это плохо обучаемые студенты, не говоря о том, что у них совершенно не сформированы навыки самообучения.

Но большинство родителей и педагогов, к сожалению, не смотрят на перспективу, ставят в приоритет внешнее благополучие ребенка на сегодняшний день, стремясь при любом удобном случае похвастаться перед родственниками и соседями: «А мой-то в три уже книги читает!»

  • В-третьих, этот процесс весьма условно можно назвать «чтением», т.к. ребенок не понимает содержания прочитанного, этот способ получения информации в раннем возрасте не является для него актуальным!!!

Чрезмерные физические нагрузки

  Знания о физических и психологических особенностях развития ребенка помогут родителям избежать многих проблем, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Далее остановимся на физическом развитие детей. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет именно о чрезмерных физических нагрузках, которые чаще всего относятся к профессиональному спорту.
  • Во-первых, известен один из законов развития, который гласит, что развитие, как психическое, так и физическое неравномерно! Что это означает для ребенка?
Одномоментно не могут быть развиты все функции, т.е. одни активно угасают, другие развиваются, третьи еще не начали своего развития и находятся в зачаточном состоянии. При этом энергия развития будет направляться именно на активно развивающиеся функции. Поэтому очень важно подбирать ребенку именно ту деятельность, которая соответствует его психо-возрастнымзадачам.
  • Во-вторых, если рассматривать процесс развития с точки зрения нейропсихологии, то интересным является следующий факт, описанный в статьях Джона Скойлса (невролога и психолога эволюциониста из Лондона):
В возрасте от 4-х до 12–13 лет (начало пубертатного периода) рост скелетных мышц ребенка замедляется. Это связанно с тем, большая часть глюкозы, вырабатываемой в организме, питает головной мозг, который активно растет и развивается. Остальные органы в качестве «топлива» для своей работы используют жирные кислоты, что позволяет экономить глюкозу исключительно для роста и работы головного мозга. Единственными конкурентами головному мозгу остаются скелетные мышца, которые при интенсивных физических нагрузках забирают ее у мозга.
О чем это говорит? О том, что большая часть энергии тратиться организмом растущего человека на интеллектуальное развитие. И усиленная физическая нагрузка приводит к замедлению его развития. Не случайно, многие дети интуитивно в этом возрасте двигаются медленнее, чем дети более раннего или более старшего возрастов. При этом детям очень важно много гулять, т.к. это дает возможность для получения дополнительного кислорода, активно участвующего в обменных процессах.
Именно по этой причине многие дети данного возраста очень любят сладкое – как источник глюкозы.  

Высокий IQ ничто без самодисциплины

Многие родители стремятся к тому, чтобы их чадо обладало большим багажом знаний и в конечном итоге имело высокие интеллектуальные показатели.
Только вот это, казалось бы, замечательное стремление имеет массу минусов.

  • Во-первых, пассивный набор знаний, которые ребенок не может применить в реальной действительности, становятся для него мертвым грузом. Он может стать ходячей энциклопедией, но при этом, окажись он в критической ситуации, он не будет знать, что ему делать, хотя вся необходимая информация находится у него в голове.
  • Во-вторых, для реализации любого интеллектуального или творческого потенциала необходим высокий уровень самодисциплины. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины.

Что же делать?

Множество современных исследований показывает, что высокий уровень саморегуляции – это одна из важнейших характеристик личности, обеспечивающая ей успешность и самореализацию. Люди, обладающие большей силой воли, получают более высокие результаты в профессиональной сфере, чем те, кто имеет низкие показатели саморегуляции и воли. Например, «подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, нежели интеллект».

Ответственность коррелирует с самодисциплиной. Ответственность и добросовестное отношение к работе – это те черты, которые в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие результаты в учебе; они реже совершают преступления; и дольше сохраняют свой брак. Они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют, но и в целом из-за отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети, обладающие высоким уровнем самодисциплины и ответственности.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта, как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

Одна из главных задач для родителей в процессе обучения ребенка – это формирование у ребенка самодисциплины, которая становится его внутренним качеством и не зависит от внешних условий. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился и выполнял какую-то работу не потому, что его заставляют, а потому что у него есть к этому устойчивая внутренняя потребность.

 

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.


Мне нравится 10

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    150 читателей || 58 записей
    Основные этапы в развитии ребенка, ранее, психическое, речевое, физическое, социальное, творческое, познавательное развитие наших детей.

    Записи из наших сообществах

    Как привить ребенку интерес к буквам ?

    avatar , Прокопьевск
              9    

    Младшему сыну 4 года, просит читать книжки (и я конечно этому рада). На фоне его интереса, решила начать с ним изучать и запоминать буквы. Испробовала разные варианты, методики, книжки, но результат один — просто закрывает книгу и не хочет даже рассматривать буквы и уж тем более их повторять. 

    Как научить ребенка, и привить ему интерес к буквам. Старший сын в 4 года знал уже их все, а младший пока ни одной

    Возник с одной подругой спор по поводу книжек для ее 1,5-годовалой дочки. Моя подруга покупает много детских книжек, рассчитанных на более старший возраст. Многие из них ей будут интересны только в 6-7 лет. Так моя подруга хочет, чтобы ребенок к книгам приучался с малых лет. Мое мнение таково, что наличие книг никак не приучит ребенка к чтению. Лучше покупать эти книжки потом по мере взросления и желательно вместе с ребенком, чтобы девочка сама выбирала в магазине, что ей больше нравится. Именно так и меня когда-то заинтересовали книгами. В то же время знаю случаи среди друзей по детству, у

    Я за занятость ребенка, так чтоб он меньше сидел в планшете и компьютере, но все заканчивается скандалами и «ты меня не любишь». Раньше мой сын, а нам 11 лет, ходил на рукопашный бой и английский, потом он плавно съехал с темы рукопашного -то мы заболели, то напряг с домашними заданиями и в общем, все… сидим дома. Я все время пытаюсь его заинтересовать хоть чем-то, но ему не интересно, а то чем он увлекается, я не могу найти хоть капельку подобного, такого клуба по интересам просо нет. У меня, как у мамы, желание его максимально напрячь, чтоб он не рос шалтаем-болтаем, а у него

    Нам уже 2 года. Мы умеем считать до 10, прекрасно отличаем цвета и знаем, какие звуки издает определенна живность. Хочу, чтобы дочь правильно развивалась и максимально все взяла от своего возраста. Посоветуйте какие-нибудь развивающие игрушки, чтобы она смогла еще получить определенные навыки? Чем ваши дети играют в 2 года?

    Вязаный развивающий кубик

    avatar , Агрыз
              12    

    Люблю вязать крючком и создавать необычные вещи. Вот недавно связала развивающий кубик и отдала в садик сыночка. Для развития мелкой моторики рук — самое то!/>

     

    Добрый день. Вопрос в заголовке. У нас есть «сложи узор», но не могу сказать, что ребенок в большом восторге от такого занятия, посоветуйте — кто по ним занимался с ребенком, какие игры Никитиных увлекали ваших детей?

    Астрид Линдгрен - наша любовь

    Ю
    ,
              21    

    В нашей семье все любят читать — я, муж, дочка, читаем вместе или каждый свое, читаем для себя и вслух для другого. Книг много, есть любимые, есть такие, которые один раз прочли и больше не возвращаемся, есть такие, которые ребенок перечитывает сам. Один из наших любимых авторов - Астрид Линдгрен. 

    Больше всего из любимых книг в нашей библиотеке ее авторства. Самый знаменитые «Карлсон» и  «Пеппи Длинныйчулок» — не самые наши любимые, а скорее наоборот — первую прочли один раз и больше желания перечитать не возникает. Ко второй возвращаемся чаще.

    Но самые наши любимые:

    1. «Мы

    понравились рассуждение о детском чтении Галины Юзефович  — литературного критика и обозревателя:

    «1. Условные „мы“, то есть родители, читали не так, как читают дети сегодня. В подавляющем большинстве случаев наше чтение носило вынужденный и паллиативный характер, замещая собой все те радости, которых мы были лишены (в силу исторических, экономических и культурных причин). Грубо говоря, нам было некуда из чтения „утечь“ в силу ограниченности возможностей, которые мог нам предложить тогдашний рынок развлечений. Поэтому не стоит особо кичиться собственной „любовью к чтению“ и считать

    Мультфильмы на английском

    avatar , Мурманск
              8    

    Подскажите, пожалуйста хорошие качественные мультфильмы на Английском языке. Всем заранее спасибо.


    Другие статьи по этой теме

    Общее - Нужно ли ребенку ранее развитие?
    Нужно ли ребенку ранее развитие?

    Общее /Отзывы (1)

    Многие считают раннее развитие чем-то ненужным и преждевременным. Зачем учить чему-то ребенка, если все это он будет изучать в школе? Это лишает...

    Общее - Учим ребенка езде на велосипеде
    Учим ребенка езде на велосипеде

    Общее /Отзывы (0)

    Большая часть родителей наверняка знакома с этим транспортным средством и поначалу в подробностях мы его описывать не хотели. Но потом наше мнение...

    Общее - Рисуем и лепим в два-три года
    Рисуем и лепим в два-три года

    Общее /Отзывы (0)

    Ребенку должна быть предоставлена возможность знакомства с различными материалами для изобразительного творчества.

    Общее - Музыка для детей
    Музыка для детей

    Общее /Отзывы (0)

    Детям очень важно понимать то, что они слышат, поэтому выбирая песенку следите, чтобы она была ясна вашему ребенку.

    Общее - Как развивать у ребенка мелкую моторику рук
    Как развивать у ребенка мелкую моторику рук

    Общее /Отзывы (0)

    Развитие моторики рук для малыша – очень важный и очень сложный этап в жизни. Нам кажется очень простым действием поднять мелкий предмет, а для...

    Общее - Покупаем книги для ребенка
    Покупаем книги для ребенка

    Общее /Отзывы (0)

    Не такое это уж простое дело – купить книги ребенку. Вроде бы, магазины переполнены книгами: детские книги, словари русского языка, фантастика –...

    Общее - В зоопарк с ребенком
    В зоопарк с ребенком

    Общее /Отзывы (0)

    Скорее всего, ни для одного взрослого не станет сюрпризом тот факт, что все дети очень любят зоопарк. Восторг от похода в зоопарк гарантирован как...

    Общее - Учимся с колыбели
    Учимся с колыбели

    Общее /Отзывы (0)

    Мозг ребенка легче всего обучается всему новому и запоминает информацию в первые годы его жизни. Поэтому, например, специалисты считают, что чем...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье