Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.

 - Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.Вот уже много лет трендом в образовании выступает " гармоничное развитие ребенка", под которым понимают, что малыш должен уметь практически все: и танцевать, и в шахматы играть, и на коньках бегать и, конечно же, иметь успехи по всем школьным предметам и читать с пеленок. Т.е. это успешное интеллектуальное и физическое раннее развитие ребенка. Возможно ли это в реальности? Много ли мы знаем таких детей? И если да, то какой ценой?
Большинство родителей где-то в глубине души понимают, что задача практически не выполнима, или, мягко говоря, не из легких. Но упорно ведут свое чадо «в драм кружок, кружок по танцам...» и т.д. и т.п. Автор статьи кандидат психологических наук, детский психотерапевт предлагает посмотреть на этот процесс с точки зрения науки, а именно детской психологии и нейропсихологии.  

Чтение и счет с пеленок

Эта тема очень болезненна для психологов, педагогов и нейропсихологов, т.к. в последнее время укоренилось мнение среди родителей и даже среди некоторых горе-педагогов, что чем раньше, тем лучше. Но это глубокое заблуждение!!!!!
В вопросах обучения – всему свое время, особенно в вопросах чтения и счета.

  • Во-первых, к 2–3-м годам у ребенка еще не сформированы соответствующие отделы головного мозга. Можно, конечно же, форсировать события, обучая ребенка буквам и цифрам, но это приведет к диспропорции в развитии структур головного мозга – будут усиленно развиваться отделы, отвечающие за чтение и счет, а отделы, которым положено развиваться в этом возрасте, останутся недоразвитыми.

Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители. - Чтение и счет с пеленокКак это скажется на ребенке в последующем? В ближайшем будущем могут появиться тики, логоневрозы, нарушении координации и т.д. Если отделам мозга удастся компенсироваться, и Вы получите внешне гения, то к 9-ти годам такой ребенок начнет испытывать серьезные проблемы в школе, т.к. начнутся очередные возрастные перестройки в структуре головного мозга, а каждый этап развития мозга и его структур базируется на предыдущих этапах и структурах. Возникнет дисбаланс, который обязательно скажется на психическом состоянии и развитии ребенка.

Поэтому нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка чтению до 4–5 лет.

  • Во-вторых, с психологической точки зрения, письменная речь и счет формируются в игровой и изобразительной деятельности, которые, в свою очередь, достигнут адекватного развития приблизительно к 5 годам.

В настоящее время из-за перегрузок детей в детских садах и центрах, навязывании им ранней учебной деятельности, игровая деятельность сильно отстает в своем развитии, что сказывается на психическом развитии дошкольников в целом.
В последующем такие дошкольники – это плохо обучаемые студенты, не говоря о том, что у них совершенно не сформированы навыки самообучения.

Но большинство родителей и педагогов, к сожалению, не смотрят на перспективу, ставят в приоритет внешнее благополучие ребенка на сегодняшний день, стремясь при любом удобном случае похвастаться перед родственниками и соседями: «А мой-то в три уже книги читает!»

  • В-третьих, этот процесс весьма условно можно назвать «чтением», т.к. ребенок не понимает содержания прочитанного, этот способ получения информации в раннем возрасте не является для него актуальным!!!

Чрезмерные физические нагрузки

  Знания о физических и психологических особенностях развития ребенка помогут родителям избежать многих проблем, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Далее остановимся на физическом развитие детей. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет именно о чрезмерных физических нагрузках, которые чаще всего относятся к профессиональному спорту.
  • Во-первых, известен один из законов развития, который гласит, что развитие, как психическое, так и физическое неравномерно! Что это означает для ребенка?
Одномоментно не могут быть развиты все функции, т.е. одни активно угасают, другие развиваются, третьи еще не начали своего развития и находятся в зачаточном состоянии. При этом энергия развития будет направляться именно на активно развивающиеся функции. Поэтому очень важно подбирать ребенку именно ту деятельность, которая соответствует его психо-возрастнымзадачам.
  • Во-вторых, если рассматривать процесс развития с точки зрения нейропсихологии, то интересным является следующий факт, описанный в статьях Джона Скойлса (невролога и психолога эволюциониста из Лондона):
В возрасте от 4-х до 12–13 лет (начало пубертатного периода) рост скелетных мышц ребенка замедляется. Это связанно с тем, большая часть глюкозы, вырабатываемой в организме, питает головной мозг, который активно растет и развивается. Остальные органы в качестве «топлива» для своей работы используют жирные кислоты, что позволяет экономить глюкозу исключительно для роста и работы головного мозга. Единственными конкурентами головному мозгу остаются скелетные мышца, которые при интенсивных физических нагрузках забирают ее у мозга.
О чем это говорит? О том, что большая часть энергии тратиться организмом растущего человека на интеллектуальное развитие. И усиленная физическая нагрузка приводит к замедлению его развития. Не случайно, многие дети интуитивно в этом возрасте двигаются медленнее, чем дети более раннего или более старшего возрастов. При этом детям очень важно много гулять, т.к. это дает возможность для получения дополнительного кислорода, активно участвующего в обменных процессах.
Именно по этой причине многие дети данного возраста очень любят сладкое – как источник глюкозы.  

Высокий IQ ничто без самодисциплины

Многие родители стремятся к тому, чтобы их чадо обладало большим багажом знаний и в конечном итоге имело высокие интеллектуальные показатели.
Только вот это, казалось бы, замечательное стремление имеет массу минусов.

  • Во-первых, пассивный набор знаний, которые ребенок не может применить в реальной действительности, становятся для него мертвым грузом. Он может стать ходячей энциклопедией, но при этом, окажись он в критической ситуации, он не будет знать, что ему делать, хотя вся необходимая информация находится у него в голове.
  • Во-вторых, для реализации любого интеллектуального или творческого потенциала необходим высокий уровень самодисциплины. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины.

Что же делать?

Множество современных исследований показывает, что высокий уровень саморегуляции – это одна из важнейших характеристик личности, обеспечивающая ей успешность и самореализацию. Люди, обладающие большей силой воли, получают более высокие результаты в профессиональной сфере, чем те, кто имеет низкие показатели саморегуляции и воли. Например, «подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, нежели интеллект».

Ответственность коррелирует с самодисциплиной. Ответственность и добросовестное отношение к работе – это те черты, которые в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие результаты в учебе; они реже совершают преступления; и дольше сохраняют свой брак. Они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют, но и в целом из-за отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети, обладающие высоким уровнем самодисциплины и ответственности.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта, как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

Одна из главных задач для родителей в процессе обучения ребенка – это формирование у ребенка самодисциплины, которая становится его внутренним качеством и не зависит от внешних условий. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился и выполнял какую-то работу не потому, что его заставляют, а потому что у него есть к этому устойчивая внутренняя потребность.

 

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.


Мне нравится 10

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    133 читателя || 45 записей
    Основные этапы в развитии ребенка, ранее, психическое, речевое, физическое, социальное, творческое, познавательное развитие наших детей.

    Записи из наших сообществах

    Многие родители против современных американских мультиков. Я разделяю эту точку зрения. Однако, категорически запрещать я считаю не правильным. Ладно, пока ребёнок в садике, я могу это проконтролировать. Но вот ребёнок пошёл в школу, он вполне может посмотреть, то что мама не разрешает у друзей. Запретный плод сладок, и ребёнок будет нарушать запреты чтобы доказать свою самостоятельность или под влиянием друзей. Такие действия только подорвут авторитет родителей. Я предпочитаю другой путь. Стараюсь обсуждать с ребёнком всё, что он смотрит. И высказываю своё мнение, аргументируя его. Можем и

    Книга, похожая на Гарри Поттера, посоветуйте

    avatar , Великий Новгород (Новгород)
              3    

    Девочки, посоветуйте. Дочке 11 лет, после прочтения Гарри Поттера, никакая книга ей не нравиться, что ни возьмет — все ни то. Хочется ей чего-то такого же захватывающего и интересного. Спасибо всем заранее за идеи.

    Я знаю, что развитие детей во всех параметрах это индивидуальный вопрос. Моему сейчас год и три, он повторяет за мной, только конечно на своем языке, я ему говорю например слово «три» и он его повторяет. Стишки короткие может что то на своем языке сказать, а какие то короткие слова прям четко. Какие занятия, игры вы проводите с малышом для развития речи

    Ознакомилась с этой методикой, и если честно, в шоке. Я горячий сторонник раннего развития, но то что предлагает автор, это воспитание не полноценного человека. Чего стоит только запрет на содержание домашних животных или призыв ограничить двигательную активность ребёнка! А позиция автора, что родители должны относится к ребёнку, как к кумиру! Это же прямой путь к избалованности и вседозволенности. А ЖЁСТКИЙ запрет на использование других методик? Если, например, ребёнок увидит у друга развивашку другого автора и заинтерисуется, то родители должны категорично сказать «нет»?

    Но может быть я

    Моему сыну 2 года и 5 месяцев и его нежелание идти на контакт с другими детьми меня очень беспокоит. Начну сначала: когда ему исполнилось 2 я решила, что хватит сидеть дома, пора в школу раннего развития. Мы подобрали оптимальную школу, с самыми лучшими рекомендациями в городе, и уже первое занятие меня повергло в шок: ему было не интересно, он цеплялся за меня, ревел и просился уйти.Стоит отметить, что так было и на ритмике, и на развитии речи, и на английском, и на аппликации. Конечно, мы все свернули, потому что и на второй, и на третий раз ситуация повторилась. Он очень сообразительный

    Сейчас заметили что у дочки ведущая ручка — левая, но в семье мужа и моей не было замечено таковых, поэтому мы озадачены данным явлением. Подскажите, как обустроить мир вокруг ребенка чтобы максимально адаптировать его к миру праворуких? Имеется в виду нужны ли особые предметы, стол, канцелярия и т.д.

    Какие игры любят ваши детки в 3 годика?

    avatar , Минск
              3    

    Когда дочка была младше, то ее интересовало абсолютно все. Рисование, лепка, что-то клеить, подвижные игры, изучали алфавит, складывали пазлы и другое. Но в возрасте 3 лет замечаю, что ей не хватает усидчивости, быстро теряет интерес к ому, что раньше видела. Больше появилось ролевых игр и по-прежнему требует, чтобы играли вместе с ней. Какие игры любят ваши дети в таком возрасте

    Занятия по методике Домана

    avatar ,
              3    

    Мне поздно попалась книга Домана, когда сыну было уже 2,5 года. Увлеклись занятиями с ребенком по этой методике многие знакомые мамы, правда долго продержались лишь 2 я и еще одна. Мы занимались обучением чтения. Методика очень интересная, занимает мало времени, главное, чтобы ребенку не надоедало. Суть: показывать карточки с написанными красным цветом словами ребенку, 5 карточек за раз 5 раз в день буквально на секунду. Через 5 дней карточки менять. Через некоторое время составлять простые словосочетания, потом предложения. Что такое буква ребенок не понимает, а слово у него ассоциируется с

    Ваше отношение к развивающим мультфильмам?

    avatar , Москва
              10    

    Сейчас существует масса мультиков, призванных развивать детишек — например, попался раз мультфильм «Хомяк», там забавный хомячок обучает малышей азбуке. Дочурке этот хомяк сильно понравился, даже в альбоме рисовать его начала. Казалось бы, мультик несет пользу, однако я беспокоюсь, что он провоцирует ТВ-зависимость. Считаете ли полезными оные мультики, включаете их малышам

    Чувствует ли ребенок себя любимым?

    avatar , Харьков
              9    

    Добрый день! Я мама четырех прекрасных сыновей. Хотела бы поделиться кратко ( хотя эта тема очень глубокая): как показать ребенку свою любовь. Есть основные пункты :

    внимание — чем его больше, тем сильнее ребенок чувствует себя нужным и любимым. Фраза:«Мне некогда! Потом!» плохо сказывается на отношениях;

    время- проводить необходимое время со своим чадом: общие занятия и проявление интереса к желаниям ребенка;

    похвала и одобрение — не скупитесь на добрые слова;

    объятия и поцелуи - в них нуждаются и маленькие дети, и большие. 

    Каждый из этих пунктов имеет глубокий смысл и


    Другие статьи по этой теме

    Общее - Нужно ли ребенку ранее развитие?
    Нужно ли ребенку ранее развитие?

    Общее /Отзывы (1)

    Многие считают раннее развитие чем-то ненужным и преждевременным. Зачем учить чему-то ребенка, если все это он будет изучать в школе? Это лишает...

    Общее - Учим ребенка езде на велосипеде
    Учим ребенка езде на велосипеде

    Общее /Отзывы (0)

    Большая часть родителей наверняка знакома с этим транспортным средством и поначалу в подробностях мы его описывать не хотели. Но потом наше мнение...

    Общее - Рисуем и лепим в два-три года
    Рисуем и лепим в два-три года

    Общее /Отзывы (0)

    Ребенку должна быть предоставлена возможность знакомства с различными материалами для изобразительного творчества.

    Общее - Музыка для детей
    Музыка для детей

    Общее /Отзывы (0)

    Детям очень важно понимать то, что они слышат, поэтому выбирая песенку следите, чтобы она была ясна вашему ребенку.

    Общее - Как развивать у ребенка мелкую моторику рук
    Как развивать у ребенка мелкую моторику рук

    Общее /Отзывы (0)

    Развитие моторики рук для малыша – очень важный и очень сложный этап в жизни. Нам кажется очень простым действием поднять мелкий предмет, а для...

    Общее - Покупаем книги для ребенка
    Покупаем книги для ребенка

    Общее /Отзывы (0)

    Не такое это уж простое дело – купить книги ребенку. Вроде бы, магазины переполнены книгами: детские книги, словари русского языка, фантастика –...

    Общее - В зоопарк с ребенком
    В зоопарк с ребенком

    Общее /Отзывы (0)

    Скорее всего, ни для одного взрослого не станет сюрпризом тот факт, что все дети очень любят зоопарк. Восторг от похода в зоопарк гарантирован как...

    Общее - Учимся с колыбели
    Учимся с колыбели

    Общее /Отзывы (0)

    Мозг ребенка легче всего обучается всему новому и запоминает информацию в первые годы его жизни. Поэтому, например, специалисты считают, что чем...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье