Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.

 - Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.Вот уже много лет трендом в образовании выступает " гармоничное развитие ребенка", под которым понимают, что малыш должен уметь практически все: и танцевать, и в шахматы играть, и на коньках бегать и, конечно же, иметь успехи по всем школьным предметам и читать с пеленок. Т.е. это успешное интеллектуальное и физическое раннее развитие ребенка. Возможно ли это в реальности? Много ли мы знаем таких детей? И если да, то какой ценой?
Большинство родителей где-то в глубине души понимают, что задача практически не выполнима, или, мягко говоря, не из легких. Но упорно ведут свое чадо «в драм кружок, кружок по танцам...» и т.д. и т.п. Автор статьи кандидат психологических наук, детский психотерапевт предлагает посмотреть на этот процесс с точки зрения науки, а именно детской психологии и нейропсихологии.  

Чтение и счет с пеленок

Эта тема очень болезненна для психологов, педагогов и нейропсихологов, т.к. в последнее время укоренилось мнение среди родителей и даже среди некоторых горе-педагогов, что чем раньше, тем лучше. Но это глубокое заблуждение!!!!!
В вопросах обучения – всему свое время, особенно в вопросах чтения и счета.

  • Во-первых, к 2–3-м годам у ребенка еще не сформированы соответствующие отделы головного мозга. Можно, конечно же, форсировать события, обучая ребенка буквам и цифрам, но это приведет к диспропорции в развитии структур головного мозга – будут усиленно развиваться отделы, отвечающие за чтение и счет, а отделы, которым положено развиваться в этом возрасте, останутся недоразвитыми.

Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители. - Чтение и счет с пеленокКак это скажется на ребенке в последующем? В ближайшем будущем могут появиться тики, логоневрозы, нарушении координации и т.д. Если отделам мозга удастся компенсироваться, и Вы получите внешне гения, то к 9-ти годам такой ребенок начнет испытывать серьезные проблемы в школе, т.к. начнутся очередные возрастные перестройки в структуре головного мозга, а каждый этап развития мозга и его структур базируется на предыдущих этапах и структурах. Возникнет дисбаланс, который обязательно скажется на психическом состоянии и развитии ребенка.

Поэтому нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка чтению до 4–5 лет.

  • Во-вторых, с психологической точки зрения, письменная речь и счет формируются в игровой и изобразительной деятельности, которые, в свою очередь, достигнут адекватного развития приблизительно к 5 годам.

В настоящее время из-за перегрузок детей в детских садах и центрах, навязывании им ранней учебной деятельности, игровая деятельность сильно отстает в своем развитии, что сказывается на психическом развитии дошкольников в целом.
В последующем такие дошкольники – это плохо обучаемые студенты, не говоря о том, что у них совершенно не сформированы навыки самообучения.

Но большинство родителей и педагогов, к сожалению, не смотрят на перспективу, ставят в приоритет внешнее благополучие ребенка на сегодняшний день, стремясь при любом удобном случае похвастаться перед родственниками и соседями: «А мой-то в три уже книги читает!»

  • В-третьих, этот процесс весьма условно можно назвать «чтением», т.к. ребенок не понимает содержания прочитанного, этот способ получения информации в раннем возрасте не является для него актуальным!!!

Чрезмерные физические нагрузки

  Знания о физических и психологических особенностях развития ребенка помогут родителям избежать многих проблем, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Далее остановимся на физическом развитие детей. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет именно о чрезмерных физических нагрузках, которые чаще всего относятся к профессиональному спорту.
  • Во-первых, известен один из законов развития, который гласит, что развитие, как психическое, так и физическое неравномерно! Что это означает для ребенка?
Одномоментно не могут быть развиты все функции, т.е. одни активно угасают, другие развиваются, третьи еще не начали своего развития и находятся в зачаточном состоянии. При этом энергия развития будет направляться именно на активно развивающиеся функции. Поэтому очень важно подбирать ребенку именно ту деятельность, которая соответствует его психо-возрастнымзадачам.
  • Во-вторых, если рассматривать процесс развития с точки зрения нейропсихологии, то интересным является следующий факт, описанный в статьях Джона Скойлса (невролога и психолога эволюциониста из Лондона):
В возрасте от 4-х до 12–13 лет (начало пубертатного периода) рост скелетных мышц ребенка замедляется. Это связанно с тем, большая часть глюкозы, вырабатываемой в организме, питает головной мозг, который активно растет и развивается. Остальные органы в качестве «топлива» для своей работы используют жирные кислоты, что позволяет экономить глюкозу исключительно для роста и работы головного мозга. Единственными конкурентами головному мозгу остаются скелетные мышца, которые при интенсивных физических нагрузках забирают ее у мозга.
О чем это говорит? О том, что большая часть энергии тратиться организмом растущего человека на интеллектуальное развитие. И усиленная физическая нагрузка приводит к замедлению его развития. Не случайно, многие дети интуитивно в этом возрасте двигаются медленнее, чем дети более раннего или более старшего возрастов. При этом детям очень важно много гулять, т.к. это дает возможность для получения дополнительного кислорода, активно участвующего в обменных процессах.
Именно по этой причине многие дети данного возраста очень любят сладкое – как источник глюкозы.
 

Высокий IQ ничто без самодисциплины

Многие родители стремятся к тому, чтобы их чадо обладало большим багажом знаний и в конечном итоге имело высокие интеллектуальные показатели.
Только вот это, казалось бы, замечательное стремление имеет массу минусов.

  • Во-первых, пассивный набор знаний, которые ребенок не может применить в реальной действительности, становятся для него мертвым грузом. Он может стать ходячей энциклопедией, но при этом, окажись он в критической ситуации, он не будет знать, что ему делать, хотя вся необходимая информация находится у него в голове.
  • Во-вторых, для реализации любого интеллектуального или творческого потенциала необходим высокий уровень самодисциплины. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины.

Что же делать?

Множество современных исследований показывает, что высокий уровень саморегуляции – это одна из важнейших характеристик личности, обеспечивающая ей успешность и самореализацию. Люди, обладающие большей силой воли, получают более высокие результаты в профессиональной сфере, чем те, кто имеет низкие показатели саморегуляции и воли. Например, «подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, нежели интеллект».

Ответственность коррелирует с самодисциплиной. Ответственность и добросовестное отношение к работе – это те черты, которые в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие результаты в учебе; они реже совершают преступления; и дольше сохраняют свой брак. Они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют, но и в целом из-за отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети, обладающие высоким уровнем самодисциплины и ответственности.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта, как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

Одна из главных задач для родителей в процессе обучения ребенка – это формирование у ребенка самодисциплины, которая становится его внутренним качеством и не зависит от внешних условий. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился и выполнял какую-то работу не потому, что его заставляют, а потому что у него есть к этому устойчивая внутренняя потребность.

 

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.


Мне нравится 10

    Оставьте комментарий

    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе

    avatar
    162 читателя || 76 записей
    Основные этапы в развитии ребенка, ранее, психическое, речевое, физическое, социальное, творческое, познавательное развитие наших детей.

    Записи из наших сообществах

     Наконец-то я могу с Вами поделиться радостью!!! 

    />Недавно я познакомилась с творчеством писателя Николая Мурашева. Зачитывалась взахлеб его книгами, хотя они и для детей-подростков (или чуть меньшего возраста)… Но лучше нашипу немного про них. 
    Итак, отзыв:
    ОСОБО РЕДКИЕ ДЕТСКИЕ КНИГИ

    Здравствуйте, мне очень нужен совет как юридически наказать врачей. Моей дочке 9 лет, при рождение ей поставили диагноз «трисомия 21 регулярная форма». Что мы с мужем пережили даже не хочу говорить, куча развивающих центров раннего вмешательства, вечные УЗИ, витамины, био добавки для лучшего развития, во общем куча денег. Ребенок развивался нормально, становилась симпатичней, я постоянно просила переделать анализ, говорила может ошиблись. Профессора утверждали ошибки быть не может " у вас есть заключение комиссии".  Инвалидность мы не оформляли, зная наше доброе общество, дочь пошла в

    Занимательное новшество для детского творчества — кинетический песок. Дети с ним с удовольствием возятся, но многие мамаши опасаются, что этот песок может быть вреден для детского здоровья. Заявленный состав как-будто безопасен, но смущают слишком насыщенные цвета. А вы что думаете, играют ли ваши дети каким песочком?

    Понятно, что ребенка необходимо развивать во всех направлениях. Не понятно, каким образом это делать, так чтобы ребенок впоследствии не потерял интерес ко всему, вообще. Может ребенка стоит не торопиться, подождать когда ребенок сам сделает свой выбор? И лишь затем начинать ему помогать развиваться.

    Два года назад побывала в Горном Алтае и до сих пор нахожусь под впечатлением. А тут мне на глаза попалась книга Николая Мурашева: «Приключения Климова в Горном Алтае. Почти туристическая история». Всегда с удовольствием читаю детские произведения и захотелось написать хотя бы короткий отзыв. Первое, что сразу бросается в глаза – это простота написания текста, что мне всегда очень нравилось в детских книгах. Когда ее читаешь, отдыхаешь от забот нашего времени.

    Очень привлекло и то, что все события происходят на фоне красивой и таинственной природы Горного Алтая. Собственно,

    Была в командировке в Англии и притарабанила домой 12 книжек на английском языке, среди которых сказки: 1 книга — 1 история и энциклопедии про космос и собак Белку и Стрелку. Читаю сынуле сказки на английском, а педиатр говорит, что еще слишком рано. А вчера сын начал говорить некоторые слова на английском, а не на русском. Нам всего 2,9, он в восторге от этих сказок — красочные 3Д книги. Сегодня задумалась — не рано ли?! С какого возраста Вы начали читать книги на английском языке

    Плохая детская литература

    avatar , Владивосток
              9    

    Какое зло из двух выбрать: ребенок вообще не читает или читает только всякую ерунду?

    Сын  7 лет читает только комиксы, причем очень сомнительного содержания. В разговоре уже употребляет всякие словечки типа «чувак», «придурок»,… Вообщем словарный запас обогащается не тем, чем хотелось бы (. В доме масса детских интересных книг, сама с удовольствием ему читаю. Но если читает сам, то только эти ужасные журналы. Пробовала вообще их не покупать, продержалась только 2 месяца — ребенок перестал вообще что-либо читать, и интереса к книгам с его стороны я так и не дождалась ( Что делать? Как

    Я как мама переживаю за ребенка, за его будущее. Поэтому даю ребенку как можно больше информации. Предполагаю, то, что ребенок сам со временем выберет то что ему нравиться. Сделает выбор и начнет двигаться в правильном направлении. Что в свою очередь способствует с выбором профессии, увлечений, образа жизни.

    С какого возраста можно растягиваться?

    avatar , Репки
              5    

    Я сама начала заниматься растяжкой уже во взрослом возрасте. Тяжело, конечно, но если есть желание, то всего можно добиться. Правда, иногда возникает обида, почему родители в детстве не уделили внимание этому моменту. Но я понимаю, что всего не предусмотришь. Есть племянница, которой скоро 2 года. Хотелось бы дома с ней заниматься растяжкой. Но не знаю, в каком возрасте начинать. Сейчас вроде бы как еще рано, поскольку можно травму нанести. Но при этом не хочется и опоздать. Какой же возраст будет самым подходящим? Или как увидеть, что организм ребенка к этому готов

    Здравствуйте, дороге мамочки. Я таджичка. Я меня двое детей. Одному 2 года, второму 8 месяцем. Хочу чтобы они научились красиво говорить на русском языка как на родном. Дома у нас все говорят на таджикском. И я естественно с детьми говорю на родном языка. Как в такой ситуации ребенок научиться говорить на другом языке. Пытаюсь сына научить некоторым словам, он не хочет повторить. Наверное не понимает из за этого. Со вторым ребенком тоже пытаюсь иногда говорить на русском, но когда он начнет что то понимать, думаю и с ним придет говорить на родном языке. Как научить их русскому языку? 


    Другие статьи по этой теме

    Общее - Нужно ли ребенку ранее развитие?
    Нужно ли ребенку ранее развитие?

    Общее /Отзывы (1)

    Многие считают раннее развитие чем-то ненужным и преждевременным. Зачем учить чему-то ребенка, если все это он будет изучать в школе? Это лишает...

    Общее - Учим ребенка езде на велосипеде
    Учим ребенка езде на велосипеде

    Общее /Отзывы (0)

    Большая часть родителей наверняка знакома с этим транспортным средством и поначалу в подробностях мы его описывать не хотели. Но потом наше мнение...

    Общее - Рисуем и лепим в два-три года
    Рисуем и лепим в два-три года

    Общее /Отзывы (0)

    Ребенку должна быть предоставлена возможность знакомства с различными материалами для изобразительного творчества.

    Общее - Музыка для детей
    Музыка для детей

    Общее /Отзывы (0)

    Детям очень важно понимать то, что они слышат, поэтому выбирая песенку следите, чтобы она была ясна вашему ребенку.

    Общее - Как развивать у ребенка мелкую моторику рук
    Как развивать у ребенка мелкую моторику рук

    Общее /Отзывы (0)

    Развитие моторики рук для малыша – очень важный и очень сложный этап в жизни. Нам кажется очень простым действием поднять мелкий предмет, а для...

    Общее - Покупаем книги для ребенка
    Покупаем книги для ребенка

    Общее /Отзывы (0)

    Не такое это уж простое дело – купить книги ребенку. Вроде бы, магазины переполнены книгами: детские книги, словари русского языка, фантастика –...

    Общее - В зоопарк с ребенком
    В зоопарк с ребенком

    Общее /Отзывы (0)

    Скорее всего, ни для одного взрослого не станет сюрпризом тот факт, что все дети очень любят зоопарк. Восторг от похода в зоопарк гарантирован как...

    Общее - Учимся с колыбели
    Учимся с колыбели

    Общее /Отзывы (0)

    Мозг ребенка легче всего обучается всему новому и запоминает информацию в первые годы его жизни. Поэтому, например, специалисты считают, что чем...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье